09.09.2016 4519

Раннее развитие детей – что действительно важно?

Все методики раннего развития детей основываются на той идее, что маленький ребенок подобен «губке». Он впитывает в себя всю информацию и постоянно нуждается в ней. Действительно ли полезно заниматься с малышом по специальным методикам с самого раннего возраста? MedAboutMe постарался разобраться, что же такое программа раннего развития детей, и каковы возможные плюсы и минусы самых популярных из них.

Раннее развитие детей: с какого возраста пора начинать?

Раннее развитие детей: с какого возраста пора начинать?

Как утверждает медицина, мозг человека получает базовые основы своего развития примерно на 50-60% за первый год жизни. К трем годам речь уже идет о 80%. Поэтому очень важно именно в этом периоде уделять внимание раннему развитию ребенка. И речь идет не о математических знаниях, чтении или письме. В этом возрасте важны именно эмоции, ведь у малышей очень развито образное мышление. Достойных результатов можно добиться благодаря музыке, ведь именно она, по мнению многих экспертов, положительным образом влияет на раннее развитие и мальчиков, и девочек.

Существует несколько традиционных методик раннего развития детей. Давайте рассмотрим самые популярные из них, и выделим для себя все плюсы и минусы.

Мария Монтессори и ее школа раннего развития

Мария Монтессори и ее школа раннего развития

Одной из основополагающих методик в педагогике 20 века является школа Марии Монтессори. К своей практике врач по профессии и филолог по образованию пришла после длительного педагогического контакта с отстающими детьми.

Уникальная школа уделяет особое внимание развитию моторики детей раннего возраста, которая в будущем и служит мощным толчком для речевой деятельности. В обучении задействованы предметы, изготовленные из натуральных материалов, что способствует лучшему сенсорному развитию детей раннего возраста. По рекомендациям первой женщины-врача Италии организовывать деятельность детей нужно грамотно, учитывая только те материалы, которые нравятся непосредственно ребенку.

Безусловно, имеется огромное количество плюсов в методике Монтессори, на ее рекомендациях сегодня построены многие программы раннего развития детей. Стоит отметить принцип занятий — «Помоги мне сделать самому». Ребенок самостоятельно выбирает материал, с которым он хочет заниматься. Его никто не заставляет и не подгоняет, он работает в своем индивидуальном темпе. В методике Монтессори нет гонки и соревнования. Скуки в классе, где работают по этому принципу, попросту не бывает. Но, к сожалению, есть и свои минусы:

  • Монтессори никогда не воспринимала игры как механизм для обучения ребенка. Она была уверена, что игры отвлекают и как бы отрывают сознание ребенка от реальности.
  • В методике Монтессори нет сказок. Педагог всегда заменяет их на реальные описания предметов или действий.
  • Монтессори не брала во внимание таланты и творческие способности детей. Она была уверена, что такие человеческие качества абсолютно бессмысленны, поскольку не приносят реальной пользы.
  • Монтессори старалась ограничивать контакты между детьми. На развивающих занятиях малышам приходится работать с обучающими материалами в одиночку.

Но самое интересное, что поражает, так это тот факт, что своего единственного сына известнейший педагог Мария Монтессори отдала в интернат, ведь была уверена, что ее единственное призвание — помогать чужим детям.

Методика раннего развития детей Гленна Домана и медицина

Методика раннего развития детей Гленна Домана и медицина

Методика Домана утверждает, чтобы развить интеллект как можно быстрее, необходимо давать интенсивные и постоянные нагрузки на мозг с самого раннего возраста детей. Некоторые специалисты считают, что ежедневная трансляция (по несколько секунд) специальных карточек прекрасно тренирует память и наполняет ее всевозможными новыми образами. Таким образом, можно не только расширить круг мировоззрения малыша, но и провести время с толком.

Но, как доказывает современная медицина, речь может идти только о кратковременной памяти. Да и к тому же любые перерывы в таких занятиях — это большие риски потерять весь накопленный объем знаний.

А вот если над кроваткой двухмесячного малыша повесить крупный однотонный шар, красную яркую игрушку или развесить фотографии улыбающихся родственников — это точно будет полезно.

Так нужна ли методика Домана? Могут ли специальные карточки научить ребенка, например, читать? Вопрос спорный, отзывы педагогов и психологов весьма противоречивы об этой методике раннего развития детей.

Программа раннего развития детей: методика Зайцева

Программа раннего развития детей: методика Зайцева

Несмотря на тот факт, что книги Зайцева расходятся с прилавков магазинов, как «горячие пирожки», многие психологи и педагоги относятся к его учениям весьма скептически.

Безусловно, уникальная методика раннего развития детей дает свои «плоды» — дети достаточно быстро овладевают техникой чтения, развивают память, мышление, речь. Принцип методики прост:

  • Все уроки проводятся в форме игры, ведь малышу несложно воспринимать информацию, если он не чувствует давления со стороны взрослых. Хорошо, если он знает, что от него не требуют результатов.
  • Во время занятий всегда использу