Все методики раннего развития детей основываются на той идее, что маленький ребёнок подобен «губке». Он впитывает в себя всю информацию и постоянно нуждается в ней. Действительно ли полезно заниматься с малышом по специальным методикам с самого раннего возраста? MedAboutMe постарался разобраться, что же такое программа раннего развития детей, и каковы возможные плюсы и минусы самых популярных из них.
Рак молочной железы: 11 мифов о болезни
Пройдите тест и проверьте риски выявления рака молочной железыРаннее развитие детей: с какого возраста пора начинать?
Как утверждает медицина, мозг человека получает базовые основы своего развития примерно на 50-60% за первый год жизни. К трем годам речь уже идет о 80%. Поэтому очень важно именно в этом периоде уделять внимание раннему развитию ребёнка. И речь идет не о математических знаниях, чтении или письме. В этом возрасте важны именно эмоции, ведь у малышей очень развито образное мышление. Достойных результатов можно добиться благодаря музыке, ведь именно она, по мнению многих экспертов, положительным образом влияет на раннее развитие и мальчиков, и девочек.
Существует несколько традиционных методик раннего развития детей. Давайте рассмотрим самые популярные из них, и выделим для себя все плюсы и минусы.
Мария Монтессори и ее школа раннего развития
Одной из основополагающих методик в педагогике 20 века является школа Марии Монтессори. К своей практике врач по профессии и филолог по образованию пришла после длительного педагогического контакта с отстающими детьми.
Уникальная школа уделяет особое внимание развитию моторики детей раннего возраста, которая в будущем и служит мощным толчком для речевой деятельности. В обучении задействованы предметы, изготовленные из натуральных материалов, что способствует лучшему сенсорному развитию детей раннего возраста. По рекомендациям первой женщины-врача Италии организовывать деятельность детей нужно грамотно, учитывая только те материалы, которые нравятся непосредственно ребёнку.
Безусловно, имеется огромное количество плюсов в методике Монтессори, на ее рекомендациях сегодня построены многие программы раннего развития детей. Стоит отметить принцип занятий — «Помоги мне сделать самому». Ребёнок самостоятельно выбирает материал, с которым он хочет заниматься. Его никто не заставляет и не подгоняет, он работает в своем индивидуальном темпе. В методике Монтессори нет гонки и соревнования. Скуки в классе, где работают по этому принципу, попросту не бывает. Но, к сожалению, есть и свои минусы:
- Монтессори никогда не воспринимала игры как механизм для обучения ребёнка. Она была уверена, что игры отвлекают и как бы отрывают сознание ребёнка от реальности.
- В методике Монтессори нет сказок. Педагог всегда заменяет их на реальные описания предметов или действий.
- Монтессори не брала во внимание таланты и творческие способности детей. Она была уверена, что такие человеческие качества абсолютно бессмысленны, поскольку не приносят реальной пользы.
- Монтессори старалась ограничивать контакты между детьми. На развивающих занятиях малышам приходится работать с обучающими материалами в одиночку.
Но самое интересное, что поражает, так это тот факт, что своего единственного сына известнейший педагог Мария Монтессори отдала в интернат, ведь была уверена, что ее единственное призвание — помогать чужим детям.
Методика раннего развития детей Гленна Домана и медицина
Методика Домана утверждает, чтобы развить интеллект как можно быстрее, необходимо давать интенсивные и постоянные нагрузки на мозг с самого раннего возраста детей. Некоторые специалисты считают, что ежедневная трансляция (по несколько секунд) специальных карточек прекрасно тренирует память и наполняет ее всевозможными новыми образами. Таким образом, можно не только расширить круг мировоззрения малыша, но и провести время с толком.
Но, как доказывает современная медицина, речь может идти только о кратковременной памяти. Да и к тому же любые перерывы в таких занятиях — это большие риски потерять весь накопленный объём знаний.
А вот если над кроваткой двухмесячного малыша повесить крупный однотонный шар, красную яркую игрушку или развесить фотографии улыбающихся родственников — это точно будет полезно.
Так нужна ли методика Домана? Могут ли специальные карточки научить ребёнка, например, читать? Вопрос спорный, отзывы педагогов и психологов весьма противоречивы об этой методике раннего развития детей.
Программа раннего развития детей: методика Зайцева
Несмотря на тот факт, что книги Зайцева расходятся с прилавков магазинов, как «горячие пирожки», многие психологи и педагоги относятся к его учениям весьма скептически.
Безусловно, уникальная методика раннего развития детей дает свои «плоды» — дети достаточно быстро овладевают техникой чтения, развивают память, мышление, речь. Принцип методики прост:
- Все уроки проводятся в форме игры, ведь малышу несложно воспринимать информацию, если он не чувствует давления со стороны взрослых. Хорошо, если он знает, что от него не требуют результатов.
- Во время занятий всегда используются обучающие материалы, в данном случае — это специальные кубики (61 кубик размером 50 на 50 мм или 60 на 60 мм).
- Важно предоставить ребёнку достаточное количество времени для восприятия информации. К тому же, данная методика всегда делает уклон на индивидуальность.
Но есть в этой прекрасной «сказке» и отрицательные стороны в «сюжете». Все дело в том, что дети, обученные по методике Зайцева, в 95% случаев испытывают определенные трудности при традиционном обучении уже в стенах общеобразовательной школы. К тому же логопеды и дефектологи утверждают, что малыши, которые обучались чтению по Зайцеву, чаще всего «глотают» последние слоги, попросту забывая их произносить.
Эксперты уверены, что методика Зайцева рассчитана на одаренных детей, нежели на тех, кто имеет усредненные способности. К тому же вырезать в домашних условиях кубики Зайцева сложно даже родителям, да и уходит на это много времени.
Школы раннего развития детей: кому это нужно?
В любых занятиях, которые родители организовывают для своих маленьких детей, будь то спорт или попросту игры, должен присутствовать интерес. Ребёнку это должно нравиться, он должен этого хотеть. Часто папы и мамы спрашивают у специалистов, как определить, не слишком ли загружен, например, трехлетний ребёнок тренировками или частными подготовительными уроками. Эксперты утверждают, что «много» — это когда ребёнок не хочет посещать занятия. Он просит остаться дома и отложить хотя бы один урок.
К сожалению, многие родители на подсознательном уровне считают, что когда они водят ребёнка учить, то есть развивать интеллект, то малыш всегда не особо этого хочет. Его нужно заставить, он должен полюбить учебу, овладеть этими знаниями насильно — и это правильно, это логично и разумно с высоты «взрослого полета».
Чтобы грамотно заниматься развитием своего ребёнка и с толком подобрать занятия для малыша, каждый родитель должен, в первую очередь, сам для себя решить — кому это нужно?
Прекрасно, если в развитии малыша будет задействовано несколько грамотных правил из разных методик, ведь ничего нельзя выбрать однозначно. Определять направление для раннего развития малыша следует под чутким руководством психолога, который учтет здоровье ребёнка, его возраст и все собственные особенности раннего развития ребёнка. В противном случае такого рода ранее образование может не только не дать положительных результатов, но и навредить.
Уважаемые пользователи и посетители MedAboutMe, приглашаем вас высказать свое мнение относительно школ раннего развития, поделиться опытом. Давайте обсудим тему на форуме прямо сейчас!
На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»
— Ольга Александровна, какие самые частые вопросы задают родители в первый год жизни малыша?
— Как ни странно, преобладают вопросы питания и различные нарушения желудочно-кишечного тракта. Маме часто кажется, что ребёнок плохо кушает, но стоит ее расспросить, как выясняется, что малыш употребляет пищу ровно столько, сколько требует его организм в этом возрасте. То же самое касается и мнимых проблем со стулом. К примеру, родители обеспокоены, что у ребёнка не было стула за день и они уже волнуясь, обсуждают это с друзьями, чем еще больше накручивают себя. На самом деле норма стула для детей: от трех раз в день до трех раз в неделю. Поэтому о проблемах нарушения стула можно говорить только после осмотра у врача и при наличии результатов анализов.
— Сейчас с проникновением интернета практически в каждый дом, многие, наверное, родители приходят с уже «самостоятельно поставленным диагнозом»?
— Не без этого. Например, показалось родителям, что у их двухмесячного ребёнка кривые ножки и они, как и их соседка молодая мама решили давать своему малышку витамин D. И тут приходится рассказывать матери о костно-мышечной системе ребёнка. Конечно, от витамина D плохо еще никому не было, но для полного эффекта ребёнку нужен ионизированный кальций, иначе действие витамина будет бессмысленным. Необходимо уточнить, что применять препараты следует только по назначению врача.
— Можно ли емко выразить главное правило для нормального развития ребёнка?
—Ребёнок должен познавать мир самостоятельно, а не с помощью родителей. Под плотной опекой дети, как правило, начинают позже переворачиваться, ползать и ходить. Дайте ребёнку свободу безопасного передвижения, чем больше у него будет площадь для действий, тем быстрее он будет развиваться. Это аксиома, не требующая доказательства. Но, давая малышу свободу движения, предварительно убедитесь, что на его пути нет опасных для здоровья предметов!
— Спасибо!