Дети должны слушаться родителей — так считают большинство взрослых и они, конечно, правы. Однако говоря о процессе послушания, детские психологи пришли к выводу, что безоговорочное следование родительским указаниям имеет оборотную, теневую сторону. Она проявляется в том, что слушаться старших и делать все, как они говорят, к тому же бросая немедленно свои дела и занятия, может привести к отказу от творческих способностей, низкой самооценке и плохому контакту со своими чувствами.
Возможно, по этой причине, у нас слишком много послушных детей, из которых потом вырастают взрослые, не знающие, что они хотят, с трудом различающие свои чувства, позволяющие манипулировать собой. Вследствие подобных характеристик сложно говорить о социальной успешности таких людей — им с трудом удается пробиться вверх по карьерной лестнице, отстоять себя, построить личное счастье с противоположным полом. А если и получается, то часто без помощи психолога здесь не обходится — тогда человеку приходится пройти болезненные этапы детских травм, прежде чем он признает в себе личность, право испытывать чувства, самостоятельно принимать решения и быть независимым от других.
Так ли правильно и необходимо, чтобы дети во всем и незамедлительно слушались взрослых? Развенчивание мифов о воспитании и родительских ожиданиях в этой статье.
Почему дети «должны» родителям?
«Дети должны слушаться старших». Возникает вопрос: при каких обстоятельствах маленький ребёнок оказался в неоплатном долгу перед своими родителями — людьми, которые хотели его рождения и сделали все для того, чтобы он пришел в этот мир? И как в таком случае он может этот «долг» отдать, ведь мать и отец подарили ему нечто совершенно бесценное — жизнь?
Когда родители фантазируют на тему, что будет, если детей не заставлять есть, спать в положенное время, не контролировать, как они выполняют домашнее задание, проверяя каждую букву и цифру, то, по мнению многих взрослых, они перестанут это делать вообще. «Если я не прослежу, как он выполнил уроки, то он сделает все хуже некуда и скатится на «двойки!». «Если не держать детей в строгости, то они «на голову сядут»!». В первом примере речь идет про отсутствие веры в способности ребёнка — тогда родители словно транслируют ему: «ты ничего не можешь делать сам», а во втором строгое воспитание продиктовано чувством страха, что дети выйдут из-под контроля и не оправдают родительских ожиданий. Вместе с тем попустительский стиль воспитания — когда дети делают, что хотят — способствует развитию нездорового эгоизма.
Что делать, чтобы не «упустить» ребёнка и не сломать его как личность?
- Никто не отменяет установленных правил в семье, границ и воспитания. Однако выполнение уроков, чувство голода, холода, желание спать — те процессы, которые даже маленький ребёнок способен чувствовать и контролировать самостоятельно.
- Выполнение уроков — ответственность ребёнка. Родители в этой сфере могут стать помощниками, но никак не контролирующим звеном, как будто учатся в школе они, а не их чадо и это им завтра предстоит стоять перед учителем и объяснять, почему домашнее задание сделано из рук вон плохо.
- Больше доверяйте своим детям — они способны справляться с тем, что им под силу: питанием, уборкой, уроками, прогулками, отдыхом, общением с друзьями, выбором одежды и хобби.
Дети должны выполнять все, что говорят им взрослые
Когда родители воспитывают ребёнка, опираясь на это принцип, они не учитывают того, что дети, особенно маленькие, воспринимают все их слова буквально. В таком случае, возникает риск того, что ребёнок не сможет ослушаться, когда сомнительного вида взрослый человек предлагает ему прогуляться вместе или просит показать нужную улицу. Такое общение может стать опасным для жизни и здоровья и многие родители захотят, чтобы их дети в такой ситуации знали, что совсем не стоит делать все, что говорит им взрослый человек. Научиться говорить «нет» ребёнок также может только в семье, с родителями, конечно, если они ему это позволяют.
Что делать, чтобы ребёнок слушался родителей, но умел защитить себя при необходимости?
- Не приучать ребёнка к неверному мнению о том, что если человек взрослый, то он всегда прав. Следует говорить о несовершенстве других людей и развивать у ребёнка привычку думать, мыслить, беречь свою жизнь и здоровье.
- Мать и отец должны найти в воспитании «золотую середину» между «слушаться старших» и «доверять своему мнению».
Ребёнок не должен быть жадным
Иногда родители очень расстраиваются, когда ребёнок не делится конфетами, которые ему подарили, с гостями или всей семьей — мать и отец боятся, что если его не приучать к щедрости, то он вырастет жадным.
Маленький ребёнок должен насладиться чувством, когда у него есть что-то, принадлежащее только ему — будь то игрушка или сладости. Этот принцип подтверждается простым законом: делиться с окружающими может только тот, кто что-то имеет и чувствует искреннее желание разделить это с другими. А если ребёнок с детства не знает, каково это — иметь что-то свое, то ожидание от него щедрости является не только бесполезным, но и странным.
Ребёнок не должен драться
Запрет на проявление физической силы обычно присутствует в тех семьях, в которых мать и отец боятся, что, однажды подравшись, ребёнок теперь будет драться всегда, станет жестоким и агрессивным.
Важно учить детей соблюдать правила вежливости и приучать к диалогу, однако, нельзя забывать о том, что простое умение защитить себя, дав отпор хулиганам, необходимо ребёнку для сохранения собственной безопасности.
Дети должны уважать старших
Нет сомнений в том, что взрослых людей следует уважать, быть вежливыми и уступать место в общественном транспорте. Однако, что делать ребёнку, когда ему встречаются взрослые, которые откровенно унижают его, насмехаются или вовсе — угрожают физической расправой? Стоит ли ребёнку уважать их только потому, что они старше его?
Воспитывая детей, лучше избегать принципиальных высказываний, а вместо этого учить детей тому, что в мире все относительно. Ребёнка, который должен быть послушным, вежливым и воспитанным, нужно научить, что если его жизнь и здоровье подвергаются опасности, то он имеет право нарушить все правила приличия, выразить гнев или возмущение, дать отпор — и в физическом плане тоже — как ровесникам, так и взрослому человеку.