Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в детском коллективе ведет себя агрессивно — воспитатели жалуются, что он кусает и бьет других детей. Кроме этого, взрослые могут понимать, что малыш не умеет общаться, делиться игрушками, слушать и слышать сверстников, не воспринимает наставления со стороны старших. Чаще всего такое поведение свойственно детям в двух-трехлетнем возрасте и даже раньше, когда он посещает ясли. Оно доставляет неудобство всем — педагогам, родителям, малышам.
Бывает так, что ребёнок «несет» в себе очень много агрессии, которая проявляется не только в детском коллективе, но и дома — он может кусать и бить родителей, братьев и сестер. Это очень беспокоит мать и отца, они недоумевают, почему малыш, которому они с младенчества прививают хорошие манеры и которого воспитывают, ведет себя агрессивно. Что делать в такой ситуации родителям, можно узнать из этой статьи.
Агрессивный ребёнок в детском саду
Часто подобное детское поведение является для родителей «сюрпризом». Они приходят за своей крохой в группу и педагоги жалуются им на то, что их ребёнок покусал других детей. Часто бывает так, что воспитатели пугаются подобного поведения и считают маленького агрессора виноватым в детских конфликтах. Взрослым — и родителям и воспитателям — нужно знать, что агрессия не рождается на пустом месте, не является следствием капризного поведения и тем более, маленький ребёнок не умеет делать что-то «назло» другим. За любым проявлением агрессии стоят свои причины.
Что делать родителям?
- Не торопиться верить словам педагогов о том, что полуторагодовалый малыш или ребёнок трехлетнего возраста покусал всех детей в группе и с ним никто не мог справиться — у взрослых достаточно методов воздействия на детей.
- Воспитателя следует выслушать спокойно, не ругаться с ним и не спорить, защищая своего ребёнка.
- Нельзя тут же набрасываться нам малыша с обвинениями.
- Придя домой, не стоит тут же жаловаться членам семьи на ребёнка, в красках и сильными эмоциями рассказывая о том, что он сегодня натворил.
- Дома к малышу нужно отнестись спокойно. Для этого родители должны сами чувствовать уверенность, твердость и желание объективно прояснить ситуацию.
- Даже самый маленький ребёнок нуждается в том, чтобы с ним откровенно и по-доброму поговорили. Можно спросить, как прошел его день, не обижал ли его кто, что ему понравилось в детском саду, а что нет. Не стоит пускаться в нравоучения и объяснения того, что драться это плохо, некрасиво, некультурно — такой подход скорее сработает с детьми дошкольного возраста, нежели с малышами.
- В случае если жалобы воспитателей постоянно повторяются, и они просят принять меры, то родителям важно подумать о том, как снизить агрессию ребёнка в коллективе.
- Если он проявляет ее только там, а дома ведет себя спокойно, никогда никого не кусает и не бьет, нужно понять, что происходит с малышом, когда он встречается с большим количеством детей. Возможно, он не умеет защищать себя по-другому? Или не хочет оставаться в детском саду и таким образом выражает недовольство?
- Маленькие дети учатся строить отношения через игру, поэтому родители могут, с помощью игрушек, показать ему другие способы общения и защиты. Это можно сделать, если прочитать аналогичную сказку или разыграть ее. В случае если такие методы не помогут, ребёнка лучше показать детскому психологу. Он установит точные причины агрессии и подберет индивидуальный подход к малышу, чтобы научить его общаться и правильно вести себя в коллективе.
Адаптация детей к детскому коллективу
Не все дети легко и быстро привыкают к детскому саду. Когда им сложно оставаться там на весь день, слушать чужую тетю, общаться с ребятами или, если они очень скучают по своей семье, то могут испытывать тревожные чувства. Желание снизить тревогу часто выливается в неконтролируемую и немотивированную агрессию. Чтобы побороть ее, родители должны облегчить процесс привыкания к детскому саду и сделать пребывание малыша там как можно более комфортным. Ребёнку хорошо в детском коллективе, если группа недостаточно большая — не больше 15 человек — так у каждого ребёнка есть возможность получить как можно больше внимания от воспитателя. Хорошо, если все дети в группе одного возраста. Педагог детского сада должен обладать высоким уровнем отзывчивости, эмпатии, понимания и любви к ребёнку. Дети легче привыкают, если заранее знакомятся педагогом детского сада.
Облегчить ребёнку пребывания в группе, можно, если родители сами не слишком тревожится о том, что оставляют его там — когда они уверенны и спокойны, эти чувства также передаются малышу. Пусть он берет с собой в группу игрушку, фотографию мамы или папы и, в самом лучшем случае, остается в детском саду на полдня.
Проблемы и конфликты между родителями
Часто причиной того, что дети ведут себя агрессивно, являются сложные отношения в семье. Если малыш наблюдает конфликт между матерью и отцом, то может бояться, тревожиться и не чувствовать себя в безопасности. От этого его эмоциональный фон нарушается. Справиться с отрицательными эмоциями он может только с помощью психологической защиты. Проявление агрессии является одним из таких способов. Ребёнок перестанет бить и кусать других детей, если родители наладят свои отношения, придут к единому мнению, смогут решить конфликты, сохранят теплое и уважительное общение. Тогда дети тоже меняются — они становятся счастливыми, спокойными и радостными.
Неумение ребёнка выражать чувства
Так бывает, если в семье принято вести себя очень эмоционально — взрослые спорят и ругаются, братья и сестры дерутся и кричат, и никто из членов семьи не использует другие методы общения. Когда малыш будет видеть, что подобное поведение является нормой, то не перестанет вести себя агрессивно. Ребёнку необходимо объяснять и показывать, как нужно вести себя в обществе и что делать, если нужно попросить что-то у воспитателя или другого ребёнка, суметь постоять за себя, объяснить, договориться, избежать конфликта.
Другие причины агрессии детей
Сюда относится то, что требует обязательной консультации детского психолога:
- Эмоциональная травма у ребёнка.
- Тяжелые или неблагополучные условия жизни.
- Агрессия как последствия физической травмы.
- Гиперактивность.
Родители могут проконтролировать и снизить детскую агрессивность, если будут внимательно относиться к малышу, находиться «в одной команде» вместе с педагогом, психологом и, при необходимости, с другими специалистами.