Всем известно, как важно каждому ребёнку иметь связь с матерью, получать ее внимание, любовь и заботу. Однако взаимодействие с отцом является не менее важным для благополучного развития детской психики. В последнее воскресенье октября отмечается День отца. В связи с этим MedAboutMe предлагает своим читателям познакомиться с подборкой историй о том, как известные психологи занимались воспитанием собственных детей, совершали ли они ошибки, и каким может вырасти ребёнок, если его родители владеют знаниями о детской психологии?
Осторожно: отцы-психологи
Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд был отцом шестерых детей, младшей из которых – Анне – уделял больше внимания, чем остальным. Об этом свидетельствуют немногие записи, которые не являются засекреченными, как другие документы о семье знаменитого психоаналитика. Анна не была пациентом доктора в раннем детстве, он просто уделял ей больше внимания, отмечая пытливый ум и сообразительность.
Однако во взрослом возрасте, когда она решила пойти по стопам отца и заняться психоанализом, Зигмунд Фрейд стал ее личным психоаналитиком, не желая доверять этот процесс своим коллегам во избежание разглашения семейной информации. Двойные отношения, в которые непременно попадали отец и дочь, не могли не оставить отпечатка на психических процессах молодой женщины. Фрейд и раньше замечал, что Анна особенно предана ему. Когда он умирал, она находилась рядом и заботилась о нем. Ей удалось стать ведущим детским психоаналитиком того времени, однако сегодня для специалистов до сих пор остается открытым вопрос о причинах, которые помешали Анне Фрейд покинуть отца, выйти замуж и создать свою семью.
Дочери известного американского психоаналитика-бихевиориста Берреса Скиннера Джулия и Дебора воспитывались в атмосфере любви, заботы и принятия. Отец-психолог уделял много внимания тому, чтобы дети росли в условиях безусловной любви и комфорта, в том числе телесного. Руководствуясь принципами позитивной психотерапии, он развивал в дочерях творческое начало, поддерживал в начинаниях, подбадривал и избегал всякой критики. Вспоминая отца, обе дочери говорят о положительном отношении, которое они чувствовали со стороны родителя. Повзрослев, Джулия занималась педагогической деятельностью, поддерживая некоторые идеи Скиннера, а Дебора увлекалась изобразительной деятельностью.
Рональд Лэйнг, шотландский психиатр, занимался исследованием шизофрении и написал много трудов на эту тему. По его мнению, психотические проявления личности – это одна из форм поведения человека и самовыражение, что идет вразрез с традиционными психиатрическими знаниями. Сам Лэйнг не считал себя «антипсихиатром», рассуждая, однако, о том, что психиатрические лечебницы существуют, потому что для лечения пациентов применяются химические вещества.
У доктора было десять детей, к которым он демонстрировал суровое отношение – жестокое избиение дочери Карен является тому примером. Сыновья Лэйнга считали, что отец страдает раздвоением личности, так как эмпатию и понимание он проявлял к своим пациентам, а в отношениях с членами семьи применял насилие. После смерти отца дети говорили о нем, как о противоречивой личности – по их словам он был гением и безумцем одновременно.
У Чарльза Дарвина было десять детей, и он особенно внимательно относился к своему первому ребёнку – наблюдал за его эмоциональными проявлениями, изменениями в поведении, привязанности. В дальнейшем его записи стали ценной информацией о детской психологии для психиатров. Дарвин с женой считали основой успешного воспитания возможность проводить с детьми как можно больше времени, заботиться о них, уделять внимание. Описывая его отношения с детьми, последователи считали ученого хорошим отцом. Сыновья Дарвина связали жизнь с наукой, изучая астрономию, ботанику и инженерию.
Искалеченная психика ребёнка – в чем причина?
Почему специалисты, которые сделали много открытий в области психиатрии и детской психологии, могли быть жестоки или равнодушны к собственным детям? Причины такого поведения кроются в психических процессах личности каждого ученого. Британский психолог Дэвид Коэн написал книгу о психологах с мировыми именами. В его труд вошли описания, автобиографии, выписки из документов. Он проанализировал образ жизни ученых-психологов, в том числе и в родительских семьях, отношения с собственными детьми, и сделал вывод о том, что быть психологом – совсем не значит быть хорошим или идеальным родителем. Даже очень хороший специалист имеет «слабые места» и не всегда способен применить знания о процессах становления детской личности в своей семье.
По мнению Коэна, одной из причин того, почему дети психологов чаще вырастают зависимыми, страдают от насилия, более склонны к суицидальному поведению, является факт, что знания психологии не лишает человека травм, «слабых мест», страхов и личных неудач. Все это, несомненно, оставляет отпечаток на душе ребёнка, чей родитель вкладывает все силы в то, чтобы научить других, как сохранить детскую психику здоровой.
Как не стать «сапожником без сапог»?
«Сапожники без сапог» – так можно назвать психологов или других специалистов, которые влияют на поведение людей, делают их жизнь лучше, а сами страдают от комплексов, неудач или даже вредят своим близким. Это является актуальным и в настоящее время. Исследователями установлено, что большой процент детей, чьи родители связаны с психологией, педагогикой, осуждают занятие и подходы матери и отца, критикуют их позицию, считают, что именно она являлась причиной неудач в их жизни.
Психологу трудно быть объективным со своими детьми, потому что он знает больше, чем простой родитель, и не может не использовать эти знания – профессия влияет на его отношение к членам семьи. По этой причине дети могут чаще страдать от чрезмерного контроля и родительской власти или воспитываются в жестких условиях.
Как не сломать психику своему ребёнку, если у родителя помогающая профессия? Не стоит пытаться стать идеальным отцом или матерью и каждый раз винить себя за ошибки в воспитании или плохое поведение ребёнка. Быть психологом, воспитателем, психотерапевтом – совсем не значит воспитывать и растить идеальных детей. Чтобы избавиться от этой установки, следует снизить ожидания в отношении ребёнка и собственного всемогущества. Если мать и отец, которые владеют знаниями об устройстве психики детей, станут для них прежде всего родителями, появится намного больше шансов вырастить здоровую личность.