Конфликты учителей и учеников были актуальны всегда. Каждый школьный класс представляет собой коллектив из совершенно разных детей, которых часто объединяет лишь год рождения. Но сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные школьники отличаются от поколения своих родителей. Соответственно, подход к воспитанию, считавшийся нормой еще 15-20 лет назад, сегодня неприемлем. Учителя «старой закалки», признающие авторитарный подход к обучению, часто конфликтуют с современными школьниками.
Проблемы учителей в школе
Труд учителя никогда не был легким. Как и представители многих других профессий, предполагающих работу с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию и частым стрессам. Низкая заработная плата, огромный объём отчетности, поведение руководства, давление родителей — все это практически не оставляет педагогам места и времени для процесса обучения.
К сожалению, учитель сегодня воспринимается многими родителями как обслуживающий персонал. То, что считалось нормой 20 лет назад, сегодня запрещено. Например, нельзя выгнать ученика из класса за неподобающее поведение. Физические наказания могут стоить педагогу со стажем потери рабочего места. Случаи, когда педагог избивает ученика, не так уж редки.
По мнению многих педагогов и психологов, современные дети существенно отличаются от своих сверстников, учившихся в школе 15-20 лет назад. Они больше знают о своих правах, но обязанности есть далеко не у всех. Практически с самого рождения они приучаются к потреблению визуального контента, плохо усваивают «сложную» информацию и не могут долго удерживать внимание. Выросло число школьников с психическими отклонениями. Да и родители часто встают на сторону ребёнка, даже если он недостойно ведет себя по отношению к взрослым. Это и многое другое порождает серьезные проблемы в отношениях современных школьников и педагогов.
Чем современные дети отличаются от предыдущих поколений?
Детоцентризм — одно из ключевых понятий современности. Во времена детства нынешних родителей детский возраст не считался чем-то особенным. Во многих семьях преобладал авторитарный стиль воспитания, культивировалось уважение к старшим — родителям, педагогам, бабушкам и дедушкам. В любом конфликте школьный педагог или воспитатель детского сада считался правым просто, потому что он старше. И даже случаи физического насилия со стороны педагогов часто оставались без внимания.
Сегодняшние дети — дошкольники и школьники гораздо больше осведомлены о своих правах. Они являются желанными клиентами кружков и секций, магазинов игрушек и детской одежды. Особенности детской социализации тоже серьезно изменились — сегодня аккаунты в социальных сетях имеют даже первоклассники.
Большой объём визуального контента и возможность получить любую информацию из интернета делает знания поверхностными, а школьные уроки — морально устаревшими. Поэтому преподавателям, которые проработали в школе 30-40 лет, сложно взаимодействовать с новым «цифровым» поколением школьников. Основная проблема заключается в том, что современные школьники воспринимают информацию иначе, чем те, кто учился в школе во времена, когда опытные и заслуженные педагоги только начинали свою карьеру.
Уроки истории или литературы многим современным школьникам кажутся неинтересными, поэтому мотивация к обучению теряется. Они привыкают к развлекательному стилю подачи информации, но преподаватели не готовы к такому подходу. Даже те, кто пытается не отставать от подростков и молодежи, в силу возраста с трудом осваивает многие технические новинки. Но комфортная атмосфера на уроках зависит не только от умения преподавателя использовать компьютер или планшет. Взаимопонимание между педагогом и учениками зависит и от его способности уважать школьников и говорить с ними на их языке.
Как учителю понять учеников и сделать уроки более интересными?
В ситуации нарастающего разрыва между поколениями педагогам и школьникам все сложнее понимать друг друга. Жизни подростка проходит в школе, дома и на дополнительных занятиях. По отношению к современным подросткам авторитарных подход не работает. Разумеется, сложно перестраивать устоявшиеся схемы проведения занятий после 20-40 лет работы. Но существует определенный набор личных качеств, которые отличают любимого преподавателя от нелюбимого.
По мнению современных школьников, хороший педагог, независимо от возраста, должен быть спокойным и уверенным в себе. Даже самый агрессивный ученик класса может пересмотреть свое поведение, если преподаватель говорит с ним ровным и спокойным голосом. Безусловно, для комфортной работы педагогу и ученикам необходимо взаимное доверие и уважение. Преподаватель, неуважительно относящийся к подросткам, рискует получить такое же неуважение взамен.
Другая особенность, которую ценят школьники — это чувство юмора. При этом оно не должно носить издевательский, язвительный или саркастический характер. Как показывает практический опыт, именно занятия таких педагогов с интересом посещают подростки. Человек с добрым и позитивным чувством юмора более открыт для познания нового и способен интересно преподнести материал.
Увлеченность самого преподавателя собственным предметом в сочетании с умением подать традиционный материал способна «зажечь» школьников и сделать увлекательным даже самый скучный материал. К сожалению, по-настоящему увлеченных педагогов в школе не так много, и с течением времени любовь к предмету у многих иссякает, уступая место равнодушию.
Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Юноши и девушки переживают серьезную перестройку тела, организма и отношений с окружающими. Подростки часто слушают музыку, непонятную взрослым, носят странную одежду. Их психика гораздо более уязвима и восприимчива к критике, чем взрослая. Задача преподавателя — не просто преподнести материал, но дать ученикам понять, что он готов говорить с ними на одном языке, интересоваться их жизнью и культурой общения.