Драки, ссоры и взаимные оскорбления — это нормальные проявления детской дружбы. Почему так происходит, и как воспринимать подобные привычки поведения детей, расскажем сегодня.
Отношения в детском коллективе: как зарождается дружба?
Ждать от детей соблюдения правил этикета в отношениях со сверстниками, по меньшей мере, наивно. А требовать этого каждый день от ребёнка — только наносить вред своей нервной системе. Чтобы научиться дружить по-настоящему, малыш должен прочувствовать все стороны отношений с товарищами. Обращать внимание окружающих на свое социальное положение и утонченность манер не всегда бывает уместно. Особенно если ребёнок ходит в государственный детский сад, где публика по определению разная.
Возраст от четырех до пяти лет, по словам педагогов, самый проблемный в плане межличностного общения. А все потому, что точек соприкосновения у малышей уже достаточно много, а вот коммуникативные привычки еще до конца не сформировались.
Говорить о дружбе в привычном для нас понимании можно лишь с подросткового возраста. А в три года ровесник для малыша еще не является в какой-то мере значимым персонажем. С таким «приятелем» можно повеселиться, поиграть. Однако в этом возрасте это еще даже не общение, а так называемое эмоциональное взаимодействие. По сути, «друг» — это еще одна игрушка, с которой можно интересно провести время. Причем, если предоставить ребёнку выбор, то не исключено, что он выберет компанию взрослого человека, а не своего ровесника.
Интерес к представителям своей возрастной группы у ребёнка появляется к четырем, а то и к пяти годам. В это время происходит формирование первых довольно четких предпочтений, общих интересов и стремления быть вместе. В дошкольных учреждениях дети разбиваются на отдельные группы «по интересам», то есть каждая группа играет в свои игры. Общение перестает быть связанным с текущим моментом, и постепенно начинает формироваться особый вид союзничества, напоминающий взрослую дружбу. Первые друзья уже могут порассуждать на отвлеченные темы, делясь друг с другом своими соображениями. В полной мере дружеские чувства формируются примерно к семи- восьмилетнему возрасту, а для подростка дружба — это уже серьезные отношения. И если четырехлетний малыш без особенного огорчения расстается со старыми друзьями и с легкостью заводит новых (например, в случае переезда родителей или смены детского сада), то для десятилетнего ребёнка расставание с другом может обернуться психологической травмой.
Драки: как реагировать на привычки поведения ребёнка?
Если спросить у маленького ребёнка, что такое друг, то, скорее всего, он ответит: «Тот, с кем я играю». И уж точно не поймет, что имеют ввиду родители, говоря ему: «Нужно дружить». Лучше объяснить ребёнку, что такое дружба на примере из личной жизни или из мультфильмов. Но, к сожалению, какие бы примеры хороших дружеских отношений не приводили взрослые, ребёнку все-равно придется время от времени сталкиваться с жесткими и не всегда позитивными проявлениями детской дружбы. Поэтому родителям рекомендуется запастись терпением и постараться адекватно реагировать на происходящее в отношениях своего ребёнка с ровесниками.
В процессе формирования дружеских отношений могут случаться драки. Такие привычки поведения вполне объяснимы. Желание разобраться в конфликтной ситуации периодически появляется у многих детей, причем иногда даже у самых уравновешенных. Это нормальное явление, особенно при наличии весомого повода, например, дети не поделили игрушку. У малышей в силу возраста еще мало опыта для того, чтобы решать конфликты при помощи слов. Поэтому первая реакция, когда им что-то не нравится — ударить соперника. Это желание усиливает и отсутствие навыков самоконтроля. Если взрослый человек может где-то промолчать, чтобы сгладить конфликт, то ребёнок пока не в состоянии проявлять такую мудрость. Кроме того, дети часто достаточно бурно реагируют на ситуации, которые взрослым кажутся не заслуживающими внимания. Отсюда и берутся частые поводы для драк и потасовок.
Как должны вести себя взрослые в такой обстановке? Ругать ребёнка точно не стоит, даже если так делают другие родители. Задача взрослых — не запрещать определенные поступки, а научить малыша правильно действовать в той или иной ситуации. Следует понимать — если дети подрались, значит на то была причина, пусть даже только с точки зрения самих малышей. Важнее стимулировать обе стороны конфликта искать выход из создавшейся ситуации: «Вы не поделили машинку? Давайте попробуем сделать так, чтобы вы не ссорились. Можете играть по очереди или вместе. А если ни то, ни другое вас не устраивает, мы ставим машинку на полку и ищем другое занятие».
Теперь по поводу драк, причиной которых становится обида. Некоторые родители в таких случаях советуют давать сдачи, а некоторые — нет. Существует и промежуточный вариант — научить детей договариваться. Например: «Защищайся, если тебя обижают, но не начинай драку первым».
Обзывания в процессе общения детей
Через это проходят все дети. Не лишена обзываний и дружба. По сути целью оскорбления очень часто становится провокация. И, как это ни странно, таким образом некоторые дети учатся общаться. Некоторым малышам это кажется смешным, ведь если один ребёнок обзывает другого, остальные смеются. А некоторые таким образом выплескивают агрессию. Иногда дети обзывают друг друга вместо того, чтобы ударить. И это уже немного лучше, чем потасовка.
Как вести себя в таких ситуациях? Лучше всего научить малыша отвечать максимально нейтральными фразами, например: «Перестань, мне так не нравится». Но такое иногда не по силам даже взрослому человеку. Некоторые родители советуют говорить что-то вроде: «Сам такой». Однако следует понимать, что задира может и не остановиться. На этот случай ребёнку тоже не помешает дать определенные инструкции. Как вариант, можно обратиться за помощью к воспитателю. А родителям задиры следует почаще напоминать малышу: «Так себя не ведут. Тебе самому было бы неприятно слышать такие слова. Если хочешь, чтобы тебя заметили, скажи что-нибудь приятное».