Все виды развивающих игр помогают ребёнку успешно учиться и познавать окружающий мир. Подбирая «тренировки для ума», родителям следует помнить, что их правила должны соответствовать возрасту чада. Необходимо чередовать все игры, дополняя их подвижными, настольными, сюжетно-ролевыми, спортивными элементами. Тем самым приучая ребёнка к здоровому образу жизни с раннего возраста.
Развитие детей через познание мира
Цель всех видов развивающих игр одна — максимально доступно объяснив малышу устройство окружающего мира, дать ему навыки, способные помочь в жизни. От того, чем занят на досуге ребёнок, во многом зависит, насколько он сумеет приспособиться к окружающей действительности, какое место в ней он для себя найдет. Поэтому все развивающие игры для дошкольников должны быть разнообразными и соответствовать определенному возрасту.
Игры для развития памяти
Тренируют зрительное и слуховое восприятие, умение запоминать. Например, в игре «Чего/кого не стало?» взрослый выставляет определенное количество игрушек. Ребёнок запоминает игрушки, потом отворачивается. В это время взрослый убирает одну из них и просит назвать, какой игрушки не хватает. Применяется как для малышей, так и для детей постарше, усложняя игру количеством и разнообразием предметов. Можно добавить к игрушкам книги, карандаши, машинки, мяч.
Игры на внимание
Учат наблюдательности, внимательности, сообразительности, усидчивости, умению сосредотачиваться и думать. Настольная игра «Что изменилось?» рассчитана как для маленьких, так и детей постарше. Для младших предлагаются 2 карточки: изображение дерева без листьев (зима) и с листьями (лето). Далее следует усложнение по возрасту: добавляются карточки с изображением на дереве цветов, затем плодов. Для ребят постарше на дереве появляются птицы и животные.
Логические игры
Развивают мышление, повышают умственную активность, умение рассуждать и анализировать. К примеру, в игре «Животный мир» учим ребёнка выстраивать логическую цепочку. Можно использовать как карточки, игрушки, так и компьютерную игру. В игре чередуются животные: два кота, два медведя, два зайца, одна лиса. Ребёнку предлагается продолжить цепочку последовательности, добавив лисе пару. Для детей постарше можно усложнить, увеличив количество игрушек и добавив геометрические фигуры. Также можно использовать набор матрешек, предложив ребёнку выставить их по размеру. Собрать пирамиду, сложить пазлы.
Познавательные игры
Расширяют кругозор, любознательность, развивают интеллект, помогают ребёнку получить первые необходимые знания и умения.
- Игра «Что где растет?». Детям предложено взять карточку с изображением корзинки и собрать урожай с огорода, выбирая картинки с овощами. А в другую корзину собрать урожай из сада — фрукты. Можно разнообразить игру песенкой: «Мы ребята-молодцы, собираем огурцы и фасоль и горох. Урожай у нас неплох».
- В игре «4 сезона» ребёнку предложено одеть куклу или игрушку по временам года. Летом — летняя одежда: платье, юбка, босоножки. Осенью добавить зонтик, дождевик, резиновые сапожки. Зимой — шапка, шуба, сапоги, варежки.
В арсенале ребёнка должны присутствовать все виды развивающих игр, от простых до сложных.Ведь развлекаясь, ребёнок радуется, веселится, получает положительные эмоции, и самое главное — всесторонне развивается.