Задержка психического развития у детей — это термин, использующийся для обозначения обратимых интеллектуальных и эмоциональных нарушений, проявляющихся проблемами с памятью и речью, самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, низкой успеваемостью в школе и так далее. Наиболее часто данный диагноз устанавливается при поступлении в школьное учреждения, несколько реже — у детей дошкольного возраста (не ранее 4-5 лет). В этой статье мы расскажем о возможных причинах задержки психического развития у ребёнка, а также рассмотрим лечение.
Причины задержки психического развития у детей
На сегодняшний день выделяют две основные большие группы факторов, способных приводить к задержке психического развития у ребёнка.
-
Первая группа — это биологические факторы. Под биологическими факторами понимаются любые воздействия, приводящие к негрубым локальным органическим изменениям в центральной нервной системе.
Прежде всего, сюда относятся различных осложнения беременности и родов. Так, например, к задержке психического развития у детей предрасполагают резус-конфликт, гестоз, внутриутробные инфекции, фетальный алкогольный синдром, недоношенность и многие другие факторы.
Кроме этого, иногда данное расстройство бывает связано с тяжёлыми или длительными соматическими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, перенесёнными в раннем детском возрасте.
В редких случаях задержка психического развития имеет наследственный характер и выявляется у близких родственников ребёнка.
-
Вторая группа — социальные факторы. Сюда относятся любые неблагоприятные средовые условия, в которых приходится находиться ребёнку.
Так, например, задержка психического развития может выявляться у детей из неблагополучных семей, при чрезмерной опеке или недостатке внимания, отсутствии возможности общаться со сверстниками.
Иногда задержка психического развития имеет вторичный характер — развивается из-за проблем со слухом или зрением, речевых нарушений.
Лечение задержки психического развития у ребёнка
Для коррекции задержки психического развития у детей необходима комплексная, зачастую длительная работа с участием врачей-неврологов, психологов, логопедов и других специалистов.
Лучше всего, чтобы такие дети обучались в коррекционных классах или специальных школах, в рамках которых происходит дозированная подача учебного материала, учитываются другие особенности ребёнка.
В обязательном порядке проводятся психолого-педагогические коррекционные занятия, направленные на повышение интеллектуального, социального и эмоционального развития. В рамках психологической работы могут использоваться разные методики — сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия. Так, например, в работе учёных из Российского государственного профессионально-педагогического университета была доказана эффективность игротерапии в развитии самостоятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Кроме этого, при необходимости проводятся занятия с логопедом. Также показаны физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, приём лекарственных препаратов в зависимости от выявленных церебральных и соматических нарушений.
Использованы фотоматериалы Unsplash