Урок
Урок (учебное занятие) – организационная форма работы педагога с обучаемыми, осуществляемая согласно утвержденному в образовательном учреждении расписанию и направленная на развитие и обучение школьников.
Классно-урочная система обучения
Подобная система обучения предполагает особый вид организации процесса обучения с целью передачи знаний педагогами обучаемым, сгруппированным для занятий в постоянный класс (т.е. коллектив учащихся), в образовательных заведениях.
Учащиеся, объединенные в класс, обычно продолжают совместное обучение в течение всего периода пребывания в образовательном заведении. Как правило, он длится учебный год. Курс обучения состоит из нескольких лет. Классно-урочная система соединяет классы по вертикали и по горизонтали.
Вертикально:
- классы располагаются один над другим;
- обозначать класс принято с помощью порядковых числительных;
- ступень – временно-содержательная.
Горизонтально:
- расположение классов параллельно друг другу;
- работа проводится по однотипным программам;
- обозначение буквенное при соответствующем числительном.
Для специализированных классов может применяться другая система соединения.
Систему персонального обучения заменили отдельными элементами классно-урочной еще в античном мире.
Необходимость внедрения такой системы первоначально в теории обосновал Ян Каменский.
Урок – форма организации обучения
Главная форма проведения обучающих занятий, принятая в классно-урочной системе, называется уроком. Ценный вклад в разработку уроков внес выдающийся педагог Константин Ушинский.
Для уроков характерны:
- строго регламентированный объём учебной работы;
- определенные правила ее проведения учебной работы;
- фиксированная продолжительность для различных возрастных групп;
- выполнение работы по отдельному предмету;
- обучение проводится учителем;
- познавательный материал подается в утвержденных учебниках;
- темы преподаются дозировано и последовательно;
- освоение и закрепление изученного происходит во время выполнения домашнего задания.
Расписание уроков
Уроки в образовательных заведениях любого типа проводятся согласно строго установленному расписанию. Регламентируется организация школьного расписания соответствующими Санитарными правилами и нормами (СанПиН) (т.е. официальный и определяющий санитарные требования к проведению учебных занятий документ в образовательных учреждениях РФ).
Плановые уроки и факультативные курсы проводятся согласно особо составленному расписанию.
Факультативы рекомендовано проводить тогда, когда набор необходимых уроков минимальный. Обязательно планируется перерыв не менее 45 минут между окончанием плановых уроков и началом факультатива.
Составляя школьное расписание, следует учитывать:
- нормы дневной и недельной умственной работоспособности обучаемых;
- степень сложности предметов;
- предусмотреть очередность занятий разной сложности (ежедневное и еженедельное);
- учитывать ступень обучения.
Запрещается:
- включение в расписание трудных предметов на первом и последнем уроках;
- проведение сдвоенных занятий для обучающихся в начальной школе;
- планировать несколько тестирований и контрольных работ на один учебный день.
Пропуски уроков ведут к отставанию и потере качества знаний, поэтому недопустимы без уважительных причин.
Продолжительность уроков
Согласно СанПиНу определяется и продолжительность уроков для всех категорий обучающихся в образовательном заведении.
Длительность уроков обычно рекомендована:
- для младших школьников (1 класс) – не превышая 35 минут;
- для всех прочих категорий обучаемых – не более 45 минут;
- для обучающихся в компенсирующих классах – 40 минут.
Подобная длительность уроков определена экспериментальным путем и подтверждает, что качество усвоения учебного материала наиболее высокое за 45 минут.
Сокращение продолжительности урока допускается в исключительных обстоятельствах или в праздничные дни.
Типы уроков по ФГОС
В системе образования России ФГОС (Федеральный государственный стандарт) представляет собой перечень обязательных требований для любых образовательных организаций, предъявляемых к результативности в процессе обучения.
Новые требования распространяются, в первую очередь, на формы проведения учебных занятий. Главное отличие ФГОСов нового поколения в том, что они призваны развивать личность обучаемого с помощью различных видов учебной деятельности.
Уроки, соответственно новым ФГОСам, сохраняют свой статус, как основной формы организации учебного процесса, но требования к занятиям и их классификация существенно изменились.
Согласно новым стандартам, урок ориентирован на:
- развитие индивидуальных качеств обучаемого;
- самостоятельную работу ученика;
- управление учителем учебным процессом, исключающим авторитарность;
- организацию помощи учащемуся со стороны учителя при освоении познаний.
Согласно обновленным стандартам выделяются типы уроков строго в соответствии с поставленными целями:
- получение новейших знаний;
- индивидуальное оценивание результатов своей деятельности по окончании урока, т.е. рефлексия;
- систематизация знаний;
- формирование способности к контролю и оценке своих действий и взаимному контролю.
Урок первого типа, т.е. познание и приобретение неизвестных ранее обучающемуся навыков и умений, нацелен на освоение новых терминов и понятий, приобретение навыков самостоятельного нахождения знаний.
Во время урока учитель формирует новые понятия, расширяет познания обучающихся, включая новые определения, терминологию, описания.
Урок второго типа, т.е. обучение самооценке имеет целью формирование у детей способности обнаружить и осмыслить свои причины сложностей в освоении знаний, обучение самостоятельному устранению трудностей и дальнейшему самоанализу во избежание повторения конфликтных ситуаций.
Урок третьего типа, т.е. обучение систематизировать и обобщать знания, целенаправленно развивает умения учеников структурировать полученные знания, уметь переходить от части к целому и различать как весь комплекс полученных знаний увязан с общей изучаемой темой.
Урок четвертого типа, т.е. развивающий навыки самоконтроля и самопроверки, нацелен на обучение детей способам самостоятельной проверки полученных знаний и вырабатывает навык учащегося к взаимному контролю полученных умений.
Этапы уроков
Образовательные стандарты ввели обновленные требования к структуре учебных занятий. Вместо привычного слова «урок» появляется другое определение – «ситуация». Она, соответственно ФГОСу, называется «учебной». В этих условиях учитель обязан не преподать готовое, а построить на уроке определенную учебную ситуацию, когда обучаемые самостоятельно находят изучаемый объект, исследуют и сравнивают его с тем, что было изучено ранее и, при этом, самостоятельно формулируют описание.
Урок по ФГОС предполагает следующие этапы:
- мотивация, т.е. создание условий, когда появляется внутренняя потребность к обучению;
- актуализация, т.е. повторение уже изученного и формирование потребности к изучению нового материала и выполнение проверочных действий по усвоению нового материала;
- выявление затруднений, их обобщение и выстраивание схемы преодоления появившихся трудностей;
- воплощение плана по обретению умений и навыков;
- первоначальное закрепление изученного;
- самостоятельная оценка действий (рефлексия), т.е. самопроверка.
Виды уроков
Каждый тип урока, соответственно требованиям ФГОС, предполагает различные виды обучающих занятий.
Учитель вправе использовать как традиционные, так и нестандартные виды деятельности.
Урок, где для обучающихся открывается новое может проходить в виде:
- экскурсий или путешествий;
- лекций или бесед;
- инсценизаций или игр;
- конференций или проблемных уроков.
Урок-рефлексия предполагает самостоятельную оценку знаний, а значит и видами его могут быть:
- тематические игры;
- обсуждения или семинары;
- рассуждения и описания.
Уроки, направленные на систематизацию знаний, проводятся с применением наиболее разнообразных видов:
- обсуждения и диспуты;
- конкурсы и обзорные лекции;
- консультации и конференции;
- уроки-откровения и уроки-совершенствования.
Уроки, обучающие самостоятельному оцениванию приобретенных умений и знаний, обычно имеют следующие виды:
- защиты проектов и творческие отчеты;
- сочетание письменных и устных работ;
- тестирования и викторины.
Требования к современному уроку в школе
Традиционные и современные уроки существенно различаются, поэтому новые стандарты предъявляют к современным учебным ситуациям иные требования, чем к традиционным.
Традиционные задачи уроков прежнего типа предполагали снабжение знаниями с помощью объяснений с применением наглядных пособий, наблюдений, созерцаний и описаний полученных знаний.
Современный урок, отвечающий новым стандартам, формирует знания с помощью комплексного сочетания средств обучения.
Для этого используют методы:
- объяснительные;
- иллюстративные;
- поисковые;
- исследовательские;
- дискуссионные;
- технические.
Формы работы на уроке также изменились.
Широко применяются:
- групповые и парные;
- индивидуальные и фронтальные;
- звеньевые.
Источники знаний стали намного разнообразнее, чем прежде:
- радио и телепрограммы;
- фрагменты кинофильмов и анимация;
- интернет-ресурсы разных видов.
Современный урок предоставляет обучающимся возможность:
- решать познавательные задачи;
- высказывать предложения;
- реализовывать творческий потенциал;
- развивать личность учащихся.
Технологическая карта урока по ФГОС
Словосочетание «технологическая карта» заимствовано из производства, где это понятие обозначает некий документ, составленный по определенному стандарту и содержащий все данные для выполнения технологически выверенного процесса.
Для его правильного выполнения, в карте должны содержаться ответы на вопросы:
- тип выполняемой операции;
- последовательность выполнения;
- необходимая периодичность исполнения;
- время, отведенное для операции;
- оснащение процесса;
- ожидаемый результат выполнения.
Новые стандарты в образовании предъявляют особые требования к оформлению уроков. К числу нововведений относится и составление технологических карт.
Таким образом, согласно новым требованиям, современный урок должен быть обеспечен особой методической продукцией, определяемой как технологическая карта урока. Цель нововведения – повысить качество и улучшить эффективность преподавания школьных предметов, освоить образовательные программы согласно ФГОС.
Требования ФГОС к учебному процессу предполагают его организацию, обеспечивающую последовательные действия по приобретению самого главного умения – учиться.
Новые стандарты нацелены на системное развитие личности ребёнка и формирование способов деятельности необходимых для достижения планируемых результатов.
Изменения, соответственно, коснулись не только содержания уроков, но и формы их организации. Урок должен быть спланирован и нацелен на осознанные действия, формирующие результаты обучения.
Соответственно, структура технокарты урока в этом случае следующая:
- фиксирование видов деятельности педагога на уроке;
- отражение активности обучаемых;
- виды образовательных результатов;
- взаимодействие учителя и учащихся во время урока.
Технологическая карта позволяет школьной администрации контролировать:
- выполнение учебных программ;
- достижение планируемых результатов.
Виды технологических карт
Вариантов составления технологических карт множество. Это связано с тем, что единый взгляд на функции, структуру и сущность этого документа среди педагогов пока не сформирован.
Тем не менее технокарта представляет собой:
- графический сценарий урока;
- отражение обобщенных действий учителя и обучающихся;
- демонстрация педагогических методов, применяемых учителем на уроке.
Наиболее распространенным видом технологической карты является форма в виде таблицы. Причем она универсальна для использования на любом уроке, вне зависимости точные это науки или гуманитарные.
Структура технологической карты урока:
- «шапка»;
- таблица, содержащая основные элементы и этапы урока;
- дополнительные материалы (тесты, схемы, решения задач)
Существуют три основных вида технологических карт, применяемых учителями.
Таблица первого вида содержит данные:
- о технологии проведения урока;
- задания для каждого этапа (развивающие, обучающие, диагностирующие).
Второй вид таблицы включает:
- сведения об этапах урока;
- сведения о формируемых универсальных учебных действиях (УУД);
- планируемая деятельность учителя и учащихся.
Третий вариант таблицы представляет:
- этапы урока;
- деятельность, осуществляемая педагогом и обучаемыми.
Отличия между технологической картой и конспектом урока
Конспект урока был и остается важным элементом в работе учителя. Он – основа, позволяющая импровизировать на уроке, не отступая от главной цели. Конспект – систематическая и логически объединяющая тезисы и планы запись.
Технологическая карта – это по сути план урока, но отличия между ними существуют:
- в определении содержания;
- в приемах деятельности;
- в дифференциации;
- в форме получения знаний;
- в направленности обучения.
Техкарта обладает статусом документа в котором описывается весь процесс с указанием действий и составных частей.
В ней фиксируются:
- виды деятельности учителя и обучающихся на уроке;
- формирующиеся у учащихся виды способов деятельности;
- уровень сложности предлагаемых задач.
Технологическая карта, как конструктор, дает возможность изменить количество модулей и сделать процесс формирования умений прозрачным.
Тема урока
Во многих странах мира предусмотрено обязательное и бесплатное начальное образование.
Главная цель этих государственных мероприятий – обеспечить детям доступ к основам образования. В зависимости от страны, социальных условий и национальных особенностей, отличаются и методика и принципы преподавания, но существуют и стандартные для любой системы приемы:
- классно-урочная форма проведения занятий;
- набор обязательных школьных предметов;
- наполняемость классов;
- разбивка учебного материала по темам.
В соответствии с новыми стандартами, учителям рекомендовано изменить форму записи подготовки к уроку, используя вместо принятого ранее конспекта, оформление в виде технологической карты. Подобная запись отличается от привычной формой, но сохраняет общие понятия. Например, тема урока.
Принято считать, что тема урока означает основную квинтэссенцию материала, включенного в учебную программу, которую необходимо разобрать и донести до обучаемых. Все учебные темы должны быть усвоены и закреплены в процессе обучения.
Тема может быть обширной или краткой. В зависимости от ее объёма, она изучается на одном или на нескольких уроках. Темы для усвоения подбираются последовательно и в таком порядке, чтобы каждая из них частично подготовила к освоению дальнейшей.
Для более полного усвоения определенной темы и формирования навыков самостоятельной работы, обучаемым предлагаются в качестве домашнего задания дополнительные темы, которые более полно раскрывают основную.
План урока
Проведение эффективного урока невозможно без предварительного планирования.
Это позволит:
- добросовестно подготовить изучаемую тему;
- миновать ненужные паузы во время объяснения или закрепления изучаемого материала;
- избавиться от невразумительных реплик;
- упорядочить этапы предстоящего урока;
- максимально охватить диапазон работы.
Любой план урока включает определенный набор пунктов, последовательно раскрывающих все составные части процесса обучения.
Правила составления конспекта будущего занятия известны любому педагогу. Они обязаны соответствовать программным требованиям, утвержденным в Министерстве образования РФ и включают:
- определение главной темы;
- обозначение типа урока;
- прописывание целей.
Цели, в свою очередь, условно делят на категории:
- образовательная (получить новые знания и закрепить их);
- развивающая (стимулировать мышление, творческое воображение);
- воспитательная.
Задачи урока прописываются в «шапке» плана-конспекта.
Обязательно указываются в конспекте наглядные пособия, оборудование и вспомогательные видео или аудиосредства, необходимые для проведения занятия.
Описывая ход урока, педагог последовательно указывает этапы совместной работы учителей и обучаемых:
- связь с изученным материалом;
- закрепление знаний;
- мотивация класса;
- изучение нового;
- формирование умений и навыков;
- взаимосвязь всего изученного;
- закрепление новых знаний;
- рефлексия;
- задание для самостоятельного выполнения дома.
План, также как и технологическая карта урока, необходим:
- для проверки готовности учителя к уроку администрацией школы;
- сосредоточенности учителя на уроке;
- максимально продуктивной работы на занятиях.
Открытый урок
Любой урок ограничивается временными рамками. На учебном занятии присутствуют, как правило, учитель и ученики. Среди всех разновидностей уроков встречается особый – «открытый». Он отличается от прочих тем, что предполагает свободный или открытый доступ на занятие всех желающих:
- наблюдателей;
- руководителей образовательных учреждений;
- комиссии, состоящей из представителей администрации, общественных организаций, коллег;
- родителей обучаемых.
На открытом уроке демонстрируются умения и навыки учащихся и способность педагога соответствовать образовательным стандартам при проведении учебного занятия.
Подготовка и проведение открытого урока требует дополнительных усилий как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Отличия открытого урока:
- особенно тщательная подготовка к проведению;
- скрупулезный выбор учебного материала;
- нестандартный подход к подаче и закреплению знаний;
- детальный подбор наглядных средств для работы;
- использование ICT (информационных технологий).
Открытые уроки проводятся с использованием особенных приемов и методов: викторин, дискуссий, скайп-общения, элементов инсценизации.
Нетрадиционные типы уроков
Снижение заинтересованности обучаемых к процессу получения знаний на традиционных уроках – основная причина, которая побуждает учителя обращаться к нетрадиционным типам уроков. Нестандартный подход к организации уроков позволяет педагогу формировать у детей навыки самостоятельно отыскивать нужные знания, разнообразить учебную деятельность яркой подачей материала.
Целью нестандартных уроков является комплексный подход к реализации главного правила успешного обучения – активности.
Подобное внимание к нестандартным урокам требует от педагога:
- владения профессиональными навыками;
- творческой инициативы;
- понимание особенностей возрастной психологии.
Нетрадиционные уроки принято разделять на два типа:
- уроки, где преобладает логическая форма организации (лекция, семинар, исследование, презентация, отчет);
- уроки, с использованием эмоционально-образной формы организации (импровизация, композиция, пьеса, концерт, путешествие).
Традиционная форма проведения урока остается востребованной наряду с нестандартным подходом к процессу обучения из-за длительной подготовительной работы к учебному занятию нетрадиционного типа.
Обычный урок целесообразно разнообразить некоторыми элементами нестандартных форм ведения учебных занятий, что позволит обеспечить активность детей на уроках и, как следствие, хорошие результаты в обучении.
Методическая разработка уроков
Школа – неотъемлемая часть нашей жизни, а занятия, на которые приходят дети, – отрезок жизни, которую доверяют учителю. Именно поэтому педагоги хотят, чтобы уроки стали для учеников не только средством получения учебных знаний. Творческий подход к разработке уроков характеризует уровень заинтересованности учителя в стимулировании обучаемых активно участвовать в получении знаний, учиться с удовольствием, почувствовать вкус к учебе.
Форма проведения урока, обучающие наглядные материалы, использование интерактивных методов обеспечивают условия для получения лучшего результата и достижения главных учебных задач:
- знакомство и донесение новой учебной информации обучающимся;
- развитие творческой активности учеников;
- воспитание всесторонне развитой личности детей.
Для успешного выполнения этих важных задач существуют специальные руководства для учителей – методические разработки.
«Методичка» объединяет текущие обучающие технологии, определяет способы обучения, которые следует применить либо к одной теме урока либо к целой серии.
Разработка выполняется автором индивидуально или коллективно, а создается она для повышения профессионального педагогического мастерства учителя.
Она создается для методической помощи и разработки:
- определенных уроков;
- цикла уроков;
- отдельных тем;
- частных методик;
- общих методик;
- инновационных приемов обучения.
Разработка методичек подчиняется четким требованиям:
- старательный выбор темы;
- актуальность выбранной темы;
- наличие определенного опыта у разработчика методического пособия;
- определение цели;
- наличие плана и структуры разработки.
Видеоуроки
Традиционный способ презентации учебного материала посредством бумажного носителя (учебника) постепенно теснят новые информационные технологии. Ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга становятся все более популярными. Точно так же на смену традиционным урокам приходят видеоформы подачи учебного материала.
Педагогам важно научиться использовать изменения в современном мире, осваивать новые технологии в обучении. К таким новшествам относится и видеоурок.
Видеоуроки бывают двух видов:
- обучающий видеоурок продолжительностью 5-15 минут;
- несколько видеофрагментов, объединенных общей темой.
В видеоуроке возможны следующие формы заданий:
- упражнения или тестовые задания для контроля усвоения нового материала;
- коммуникативные задания для закрепления и повторения новых знаний.
При подготовке первого типа видеоурока учитель проводит всю работу самостоятельно.
Для подготовки видеоурока второго типа учитель вполне может привлечь учащихся, т.к. требуется лишь подобрать отдельные фрагменты, отображающие общую тему урока.
Инновационная подача материала, активное участие школьников в подготовке урока, интересные задания – все это способствует усвоению нового учебного материала. Просмотр видеороликов активно вовлекает обучающихся в процесс получения знаний, повышает интерес к школьным предметам.
Соответственно, использование видеоуроков в обучении поможет педагогам интересно подать учебный материал, а детям самостоятельно изучить новое.
Уроки по предметам школьной программы
Урок – одна из главных форм ведения учебной деятельности в образовательном учреждении. Согласно ФГОС длительность школьного урока равняется 45 минутам.
В течение этого временного промежутка учитель обязан осуществить презентацию нового материала, проконтролировать процесс его усвоения, воспитывать и развивать детей.
Уроки проводятся соответственно предметам школьной программы.
Для педагога важно понимать, какой результат он предполагает получить на уроке. От этого зависит какой именно метод нужно использовать:
- иллюстративный;
- объяснительный;
- исследовательский;
- комплексный.
Хорошие результаты дают разнообразные формы работы:
- парная;
- фронтальная;
- в сменных парах;
- индивидуальная;
- игровая.
Бинарные уроки в школе
Урок в современной школе, сохраняя основные признаки, постоянно развивается и предполагает совместные творческие действия педагогов и учащихся.
Эффективному решению проблемы помогают бинарные (лат. binarius) учебные занятия.
Бинарный, т.е. «двойной» – нестандартная форма ведения урока в структуре которой происходит комплексное личностное взаимодействие специалистов, учителей, обучаемых.
Программный материал во время бинарного урока рассматривается в аспекте двух школьных учебных предметов, в результате чего происходит:
- знакомство с новыми знаниями;
- применение полученных знаний на практике;
- новое усваивается учащимися наложением на базовое.
Подготовкой и ведением бинарного урока занимаются два учителя, что выявляет взаимосвязи и предполагает системный подход в обучении.
Эффективнее прочих проходят бинарные уроки по смежным учебным дисциплинам:
- русский и английский языки;
- литературное чтение и музыка;
- литература и художественная культура;
- биология и география.
Бинарные уроки ценны единым подходом и едиными требованиями к подаче и усвоению учебных материалов, увеличением интереса к школьным предметам, повышению качества знаний.
Уроки математики. 5 класс
Дети обладают разными способностями: кому-то легче усвоить правила английской грамматики или заучить стихотворение, а другим детям легче решить математическую задачу, чем усвоить музыкальную грамоту. Поэтому многим детям уроки математики запоминаются скучными рядами цифр и унылыми пересказами правил.
Для того, чтобы школьникам было интересно заниматься математикой, вне зависимости от их способностей к усвоению знаний, учителям рекомендуется проводить нестандартные уроки, не забывая, конечно, о том, что на подобных уроках новые знания усваиваются в меньшем объёме.
Ученикам 5 класса нужно помочь освоиться в средней школе, поэтому на начальных уроках математики они повторяют базовые понятия из курса начальной школы, развивают поисковую, творческую, познавательную деятельность на занятии.
Хорошим способом развития инициативы и навыков принятия самостоятельных решений служат уроки в виде математических турниров.
Во время таких занятий у детей развивается математическая культура речи и формируется эстетическое удовольствие от выполненной работы.
На математических турнирах используется парная и групповая работа, игровые формы.
Деловая игра с успехом используется на уроках математики, т.к. обучаемым дается возможность самостоятельно находить стратегию решения задачи и принять правильное решение. Обучаемые получают возможность понять значение математических знаний для любой специальности, применяя на практике полученные на уроке знания.
Уроки русского языка. 2-4 класс
Учителя-словесники помогают школьникам освоить и почувствовать великую силу и ценность слова. Главная цель их педагогической деятельности – воспитание ответственности за сказанные слова, воспитать уважение к величайшей красоте русского языка и научить его правильному использованию.
Успешное проведение уроков русского языка и литературы предполагает высокий уровень педагогического мастерства учителя, продуманный план-конспект занятия и владение различными формами проведения уроков.
На уроках русского языка в начальной школе педагоги учат детей развивать коммуникативные навыки, обеспечивают возможность усвоить основные правила русского языка и грамотной речи.
Именно по правильной речи можно отличить грамотных людей. На уроках русского языка с помощью применяемых учителем методик и способов обучения развивается выразительность речи, коммуникативные умения, образное мышление, словообразование.
Инициативный и творческий педагог помогает школьникам «пробираться сквозь тернии» грамматических и пунктуационных правил, делает предмет интересным и открывает великую мощь и силу родного языка.
Учебники русского языка для начальной школы знакомят обучающихся с системой русского языка, формируя с помощью комплекса упражнений умение грамотно писать, развивают речь, обеспечивают уровень знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО (начальное общее образование).
Уроки биологии. 5-6 класс
Современные образовательные стандарты требуют осуществлять процесс обучения по-новому:
- развивать навыки самостоятельной постановки учебных целей;
- уметь спроектировать их реализацию;
- формировать способность к самоконтролю и оценке своих достижений.
Достижение главной цели – формирование умения учиться. Это необходимо для того, чтобы школьники в будущем становились активными социальными личностями, раскрывался их духовный потенциал.
Формирование всех этих навыков осуществляется во время любых школьных уроков.
«Биология» – фундаментальная школьная дисциплина, открывающая детям тайны живого мира. Науки об окружающем мире школьники начинают изучать еще в младших классах, поэтому к моменту перехода на среднюю ступень обучения у них накапливается достаточный багаж базовых знаний, что облегчает освоение биологии.
Для учащихся 5-6 классов предусмотрена комплексная программа освоения курса биологии, т. к. она представляет собой основу для серьезного изучения естественных наук в старшей школе.
Изучение предмета проводится по учебникам, утвержденным в Федеральном перечне и соответствующим требованиям госстандартов.
Согласно ФГОС изучение биологии в школе предполагает обеспечение особой грамотности, касающейся вопросов биологии, экологии и охраны природы.
В процессе освоения курса для 5 и 6 классов, решаются важные задачи:
- систематизируются знания о природе;
- развиваются интеллект и творческие особенности школьников;
- формируются навыки выполнения практических работ;
- воспитывается экологическое мышление.
Уроки английского языка для начинающих
Английский язык прочно закрепился в мире, как международный язык общения. Польза для освоивших язык очевидна:
- свободное общение во время зарубежных поездок;
- возможность получить престижную работу и карьерный рост;
- расширение интеллектуальных возможностей;
- свободное освоение просторов Интернета;
- лингвистическая свобода.
Однако для тех, кто только начинает изучать английский язык, определенную трудность представляет поиск оптимального курса по его изучению. Трудность состоит не в том, что учебных пособий недостаточно, а в том, что предложений по освоению английского языка в кратчайшие сроки в избытке.
Тем, кто решил изучить английский язык «с нуля», нужно четко усвоить простую истину: невозможно овладеть иностранным языком в объёме достаточном для свободного общения за кратчайшие сроки. Работа по освоению языка предстоит серьезная и начинать нужно с изучения основ, т. е. от простого к сложному:
- изучение алфавита;
- овладение навыками чтения и произношения;
- формирование базового словарного запаса;
- усвоение основ грамматики.
Когда фундамент будет заложен, потребуется разносторонняя практика всех видов:
- чтение;
- аудирование;
- письмо;
- разговорная практика.
Изучение английского языка в школе начинается с младших классов. На уроках дети получают возможность осознания ценностей общества, учатся уважительно относиться к историческим и культурным ценностям разных народов мира, развивают эстетические чувства.
Уроки английского языка. 9-11 класс
Преподавание английского языка в старших классах особенно актуально из-за растущей потребности в формировании личностей, которые будут способны активно взаимодействовать с носителями языка, использовать знание иностранного языка для межкультурного общения. Старшеклассники получают необходимые знания о культуре и социальной жизни англоязычных стран, особенностях общения с людьми из других государств.
Для стимулирования интереса к изучению иностранного языка, учителю следует осваивать рекомендованные новыми образовательными стандартами формы уроков, которые отличаются от обычных интересной подачей материала, сочетанием инновационных методов работы и способствуют достижению хороших результатов в изучении предмета.
Главная цель изучения английского языка – формирование навыков использования его в реальных ситуациях, развитие страноведческих знаний.
В результате учащиеся должны научиться:
- планомерно строить свое речевое взаимодействие;
- уметь находить и обобщать нужную информацию;
- осмысленно читать иноязычные тексты;
- вести исследовательскую работу по теме.
Уроки истории. 7-8 класс
Знание истории своей родины и развития мира помогает людям понимать происходящие в настоящем события и предвидеть возможные их повторения в будущем.
Поэтому изучение истории в школе имеет особое значение, т. к. при этом у школьников формируется чувство патриотизма, уважение к истории, развиваются аналитические навыки при изучении различных событий и фактов.
Школьный предмет «История» важен для формирования будущей социально активной личности гораздо более, чем любая другая дисциплина. Эффективность ее в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить, потому что исторический опыт поколений формирует нравственность и мораль, развивает коммуникативные, речевые и прочие умения.
Учебники истории 7-8-х классов отвечают требованиям ФГОС и содержат сведения об истории Российского государства с конца XVI вплоть до XIX века.
В его содержание внесены дополнения соответственно историческим стандартам истории России.
Содержание учебника позволяет:
- развивать интеллектуальные возможности и творческие способности обучаемых;
- формировать аналитические навыки по отбору учебного материала;
- использовать полученные знания при изучении других предметов.
Уроки истории в 7-8-х классах призваны выполнить следующие задачи:
- продолжить ознакомление школьников с фактами исторического развития государства;
- развивать представление об исторических событиях;
- формировать умение аргументированно оценивать события прошлого и настоящего;
- воспитывать духовность и патриотизм.