19.04.2017 2934

12 секретов воспитания детей от школьных учителей

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Далеко не каждый взрослый способен утихомирить класс из 20-30 детей и мотивировать их к учебным занятиям. Но для учителей это обычное дело. Им приходится постоянно следить за порядком, корректировать поведение детей, заинтересовывать их и находить время для индивидуального подхода к каждому ребенку. В таких условиях без особых тактик и методов не обойтись. Перечислим некоторые из них, которые будут полезны в воспитании ребенка дома.

1. Составить перечень письменных правил

Многие учителя начальной школы создают яркие плакаты с основными правилами поведения в классе. Когда дети постоянно видят эти требования, они уже знают, что от них ожидает учитель, и постепенно начинают придерживаться установленных порядков. Подобные плакаты или списки можно составить и дома, повесив их на видное место в детской. Они будут напоминать детям о важных правилах домашнего поведения.

В списке не должно быть слишком много пунктов. Достаточно ограничиться 5-6 наиболее важными. Если их будет больше, то ребенок не сможет сконцентрироваться и будет слишком перегружен информацией. Желательно избегать чрезмерного использования частицы «НЕ» и вложить в предложения больше позитива. К примеру, вместо «Не брать без спроса чужие вещи», можно написать: «Нужно всегда спрашивать разрешение, перед тем как трогать чужие вещи».

2. Заранее объяснять ребенку правила поведения в новой ситуации

2. Заранее объяснять ребенку правила поведения в новой ситуации

Учителя обычно сразу поясняют детям то, что необходимо делать в предстоящей ситуации: как нужно оформлять контрольную работу или как нужно вести себя при другом преподавателе, который может временно заменять основного учителя. Заранее прослушав условия и план действий, детям будет проще сориентироваться в новой ситуации и контролировать свое поведение.

К примеру, перед посещением гостей или походом в театр родители могут предупредить ребенка о том, как правильнее себя вести. Тон беседы не должен быть слишком категоричным, а, скорее, доброжелательно-рекомендательным. Важно не просто сказать «нельзя», а нужно объяснить — «почему» и «какие могут быть последствия».

3. Соблюдать режим и последовательность действий

В каждой школе и детском саду существует строгий график занятий, которого придерживаются все дети в группе или классе. Правильно составленный режим очень хорошо дисциплинирует ребенка, приучает его к порядку и ответственности. Полезно соблюдать определенный режим и дома. Его нужно составить вместе с ребенком, поясняя необходимость и длительность каждого пункта. В списке занятий важно выделить время для приема пищи, домашних обязанностей и отдыха.

4. Снизить тон, когда нужно привлечь внимание

Многие родители, когда хотят привлечь внимание ребенка, говорят громко и нередко срываются на крик. Однако у учителей есть совершенно противоположный тому прием. Когда в классе становится слишком шумно, преподаватель начинает говорить тихо или даже шепотом. От внезапного изменения тона взрослого дети скорее успокаиваются и начинают с интересом прислушиваться к словам учителя. Крики часто только добавляют шума в классе и формируют нездоровую, нервную атмосферу.

Такую тактику можно практиковать и дома. К примеру, когда дети очень увлечены игрой и не хотят слушаться взрослого, нужно подойти к ним и сказать свое требование тихо, а лучше шепотом. Ребенок, чтобы как следует расслышать слова родителя, будет вынужден успокоиться и прекратить шуметь.

5. Использовать невербальные сигналы

5. Использовать невербальные сигналы

Любая внезапная смена обстановки (выключение света, снижение уровня звука, изменения тона и пр.) способны привлечь внимание ребенка и заставить его на определенное время успокоиться, послушать родителей. Когда дети в классе начинают чрезмерно баловаться, учитель может выключить свет или начать хлопать, петь, рассказывать стихи и пр. Главное для него — завладеть вниманием детей, чтобы направить его на процесс обучения. Родители тоже должны постараться найти свои подобные приемы. К примеру, если дети ссорятся в машине, то можно выключить радио, а если начинают шалить в детской, то в темное время суток можно выключить свет.

6. Решать проблемы вместе с родителями

Когда дело касается дисциплины определенного ученика, опытные преподаватели часто вовлекают в решение проблемы самого ребенка, спрашивая его мнение о сложившейся ситуации, о его поведении и способах решения проблемы. Диалог должен строиться