Ребёнок с рождения не приспособлен к сложной работе с руками. Ручную моторику необходимо развивать с раннего возраста ребёнка. Если малыш полюбит игры с пальчиками, значит, и в школе ему несложно будет овладеть письмом и любое задание, связанное с работой рук, выполнится без труда. Не секрет, что развивая моторику рук, развивается речь ребёнка. Самыми важными и интересными упражнениями с пальчиками мы поделимся в нашей статье.
Как ребёнок, играя с пальчиками, развивает речь?
Ребёнок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребёнок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребёнок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.
Родителям порой непросто успеть за своим ребёнком. Малыш с каждым днем открывает для себя новое и удивительное, а главное ребёнок должен все ощутить руками.
Каким образом развивается речь, когда ребёнок занимается упражнениями и играми с пальчиками?
- Рука ребёнка является помощником в развитии речи, так как на кончиках пальцев есть чувствительные точки, которые передают сигнал в зоны речи в головном мозге.
- Совместная игра ребёнка и взрослого с пальчиками учат малыша подражать взрослому, внимательно слушать и понимать речь.
- Упражнения, которые сопровождаются речью, тренируют произношение звуков. Речь становится яркой, ритмичной и выразительной.
- Во время упражнений ребёнок должен запомнить движения, определенные положения пальцев рук, тем самым развивается память и внимание малыша. Ребёнок может с помощью рук рассказывать стихи, сказки, истории.
Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»
Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, необходимо делать с раннего возраста ребёнка. Малыш самостоятельно не сможет правильно брать ложку, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, рисовать и писать карандашами. Этому нужно учить! Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, представлены в виде игр. Расскажем упражнения, которые выполняются с помощью различных пособий.
1. Сделайте «дорожки» из ниток, у вас получатся мягкие дорожки, из фольги — шершавые дорожки, из бумаги — гладкие дорожки. Их можно использовать для массажа рук ребёнка или для игр с пальчиками, сопровождаемые стихотворным текстом.
Например: «Человек по дорожке мягкой (гладкой или шершавой) идет, громко песенки поет. На ноге стоит, в сторону глядит». Во время проговаривания текста пальцы «шагают» по дорожке. Делайте упражнение каждой рукой ребёнка по очереди, а потом двумя руками одновременно.
2. Возьмите шершавые перчатки, мочалки, губки, щетки. Они продаются в аптеках и хозяйственных магазинах. Делайте ими массаж рук ребёнка для улучшения кровообращения и нормализации мышечного тонуса.
3. Заготовьте еловые или сосновые шишки. Их можно сжимать и перекатывать в руках, перекидывать из руки в руку, делать массаж рук.
4. Подготовьте резиновые мячи: маленькие, средние, большие. Мячи могут быть гладким, а могут быть с шипами различного размера и разного диаметра. Цвета мячей лучше выбрать разные: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые и другие. В речевых играх с помощью мяча ребёнок дает правильный ответ. В играх с мячом отлично развивается ловкость.
5. В этом упражнении вам понадобятся емкости для сухого бассейна. Насыпьте в них горох, фасоль или любую крупу: гречиху, рис, перловку. Можно вместе с ребёнком перебирать материал, пересыпать из одной руки в другую, ложкой перекладывать в другую емкость. В сухой бассейн спрячьте мелкие игрушки и ищите их. С помощью таких игр замечательно развиваются тактильные ощущения.
6. Пробки от пластиковых бутылок — прекрасный материал для творческих поделок с ребёнком. Из пробок можно сделать мозаику или проделать в них дырку и нанизывать на нить.
7. Устраивайте с ребёнком соревнования: кто сможет больше пробок удержать в руке, тот и победитель.
8. Увлекательная игра «Ходунки». Перед ребёнком выставляется шахматная доска. Малыш указательный и средний пальцы рук ставит в основание пробок и передвигает пробки по шахматной доске под ритм стихотворения: «По доске я шагаю, весело и дружно пальчиками передвигаю». Второй вариант этой игры: все пальцы ребёнка поставьте в пробки, и пусть малыш поочередно переставляет каждый палец.
9. В каждом доме имеются пуговицы. Пуговицы нужно разложить по размеру, форме и цвету. Нарисуйте машинку или цветок, и пусть ребёнок выкладывает пуговицами контур картинки. Таким образом, малыш будет тренировать правильный захват предмета тремя пальцами, который необходим для письма. В ходе игры закрепляйте названия цветов пуговиц. Учите ребёнка пришивать пуговицы. Очень полезно, если малыш будет проговаривать каждое свое движение.
10. Природные материалы: засушенные листья и цветы, прутики, желуди, шишки используйте для аппликаций.
11. Бусинки можно собрать в отдельную коробочку или разложить по цветам. Нанизывание бусин на веревку — прекрасное занятие для развития тонких движений пальцев рук.
Девочкам очень понравится заниматься с бусинками, ведь помимо развития мелкой моторики в данной игре можно развивать эстетическое восприятие. В настоящее время в магазинах большой выбор бусин: больших и маленьких, прозрачных, цветных и блестящих. Сделайте украшения для мамы и бабушки, порадуйте папу поделкой из бусин, украшайте бусинами карандаши и ручки.
12. Трафареты из картона для вышивания, с проколотыми дырочками, с пластмассовой иглой — прекрасное пособие для развития точных движений пальцев рук. Детям старшего возраста можно купить готовые наборы с контурным рисунком.
13. Мозаика должна быть у каждого ребёнка. С малышами можно выкладывать узоры, фигуры, небольшие сюжеты. С детьми старшего возраста мозаика подходит как пособие для закрепления образа букв, цифр.
14. Ведерки, домики, доски с вырезами станут прекрасным пособием для развития мелкой моторики детей раннего возраста, также развивается зрительное восприятие.
15. Трафареты для развития графических навыков пользуются спросом у детей в подготовительных группах детского сада или в школе. Детям младшего возраста можно предложить трафареты с контурами фруктов, ягод, овощей, транспорта, животных. Ребёнок должен обвести очертание предмета и его назвать. Данным упражнение дополнительно обогащается и расширяется словарь ребёнка.
Занятие по развитию речи ребёнка или увлекательная игра
Занятие по развитию речи необходимо проводить с детьми дошкольного возраста ежедневно. Они должны заинтересовать ребёнка и не быть утомительными.
Лучший способ провести занятие по развитию речи — игра. В наших играх развиваются тактильные ощущения и речь малыша.
1.«Загадочный сундучок»
В непрозрачную коробку — сундучок складываются различные предметы: мелкие игрушки, фигуры животных, пластмассовые буквы и цифры. Ребёнок должен на ощупь определить предмет и назвать его.
2.«Мешок с сюрпризом»
В небольшой мешочек опускаются предметы, которые различаются одним признаком: большая и маленькая бусина, длинный и короткий карандаш, толстая и тонкая книга. Ребёнок на ощупь узнает предмет и называет его признак.
3.«Узнай по контуру»
Вырежьте фигуры сказочных героев. Ребёнку закрывают глаза, он должен узнать фигуру и рассказать сказку с этим персонажем.
4.«Кто и что спрятались?»
На столе выкладываются игрушки и закрываются платком. Ребёнок должен отгадать загадку и найти нужный ответ под платком.
5.«Найди брата»
За ширмой раскладываются парные предметы: карандаши, мячи, игрушки. Ребёнок нащупывает одинаковые предметы и называет их.
Представленные занятия способствуют развитию речи и моторики пальцев малыша. Занимайтесь, играйте, познавайте новое с вашим ребёнком!