Поступление в детский сад — волнительное событие как для малыша, так и для родителей. Однажды взрослые сталкиваются с вопросом, в каком возрасте нужно отдавать малыша в детскую группу и как понять, что ребёнок будет чувствовать себя там хорошо? Речь в данном случае идет о его психологической готовности. Ее наличие необходимо для того, чтобы он не испытал стресс от разлуки с матерью, научился устанавливать хорошие отношения со сверстниками и воспитателями, мог расти и развиваться в соответствии со своей природой уже в стенах детского учреждения.
Считается, что психологическая готовность формируется к 3 годам — к этому времени малыш уже достаточно повзрослел, для того чтобы оставаться надолго без мамы и многому научился. С точки зрения психологии этот возраст — самый оптимальный для того, чтобы отдавать его в детскую группу. Однако бывает так, что родителям необходимо сделать это раньше, и дети иногда демонстрируют готовность, не дожидаясь трехлетнего возраста.
Признаки, по которым можно понять, что малыш готов посещать свой первый, после семьи, социальный институт развития, описаны в этой статье.
Ребёнок обслуживает себя сам
Рано говорить о поступлении в детский сад, когда малыш не умеет проситься на горшок, привык к тому, что мама кормит его, одевает, раздевает, укладывает спать рядом с собой или укачивает на руках. Если ребёнок еще не обладает навыками самообслуживания, то в саду он может испытать стресс, потому что все, что раньше делала за него мать, ему придется делать самому, а он не умеет. Хорошо, если родители позаботятся о формировании навыков самостоятельности прежде, чем отдадут ребёнка в детский сад. На момент поступления он должен уметь проситься в туалет или ходить туда самостоятельно, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полотенцем, уметь спокойно засыпать один, знать свою одежду, снимать и надевать ее.
Не боится других детей
Очень стеснительные дети трудно устанавливают контакт со сверстниками — они стесняются, не разговаривают, могут убегать или прятаться за взрослого. Им трудно играть с ребятами, часто они не знают, как это делать или предпочитают одиночество. Если ребёнок боится всех людей, кроме близких, то ему еще рано посещать группу детского сада. В обратном случае он рискует испытывать сильное напряжение, переживая внутри неприятные эмоции. Детский сад — это общение с самыми разными ребятами и хорошо, если к моменту поступления ребёнок будет уметь это делать. Родители могут научить его общаться, если почаще будут выводить на детскую площадку, где много других детей, ходить с ним в гости, встречаться с семьями, в которых тоже есть дети. Ребёнок научится общаться и дружить если взрослые не будут вмешиваться каждый раз в общение детей и руководить их деятельностью. Проживая этот опыт самостоятельно, дети скорее научатся взаимодействовать друг с другом.
Не боится оставаться без матери
Рано отдавать ребёнка в детский сад, если он не отпускает мать от себя, кричит каждый раз, когда она уходит, оставляя его с отцом или другими родственниками. Маленькие дети очень привязаны к маме, и оказавшись без нее, могут испытать сильный стресс. Самостоятельность и отделение от родителей формируется постепенно — как раз к трем годам ребёнок уже спокойно идет в группу, отпускает от себя маму, и весь день играет с ребятами не тревожась о том, что она его не заберет.
Выполняет инструкции взрослых
Малышу будет трудно находиться в группе, если он не желает выполнять то, что говорят ему воспитатели. Такое поведение может выступать своеобразным бунтом против детского сада, реакцией на отделение от матери, а, возможно, у него еще не созрела способность соблюдать правила, которые устанавливают взрослые. Поэтому прежде, чем идти в детский сад малыш должен научиться слушаться старших и выполнять простые указания такие как: принести кружку, собрать игрушки, подойти ближе, взять карандаш, рассмотреть картинки и тому подобные.
Сформированы навыки общения
Дети, которые совсем не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, могут столкнуться с проблемами в коллективе, такими как: агрессивное поведение со стороны других детей, наказание, ссоры, непонимание, обиды и прочими. Как должен уметь общаться малыш двух-трехлетнего возраста? Сюда входят: желание дружить и играть с другими детьми, умение договариваться, способность делиться, дружелюбие, умение себя защищать, оказывать помощь, готовность находиться в команде и чувствовать себя частью ее. Чтобы сформировать коммуникативные навыки, родители могут использовать дома игры и читать сказки ребёнку про дружбу, взаимопомощь, понимание, умение вместе играть. Также детям полезно на практике учиться устанавливать отношения с окружающими — они могут делать это, играя с соседскими детьми или в гостях.
Развита познавательная сфера
В детском саду дети не только дружат и общаются друг с другом, но также и развивают свои природные способности и задатки. Ребёнку в группе детского сада может быть нелегко, если его познавательная сфера недостаточно развита. Хорошо если дети, прежде чем идти в детский сад, будут знать и различать основные цвета, рисовать простые геометрические фигуры, уметь называть форму и свойства предметов. Чем чаще мать станет заниматься с малышом дома, тем легче ему будут даваться занятия в детском саду. Хорошо если ребёнок любопытен, испытывает интерес ко всему новому, что предлагают родители или воспитатели — так повышаются шансы того, что он полюбит занятия по математике и развитию речи и будет стремиться познавать окружающий мир. Поступая в детский сад, ребёнок должен хорошо понимать обращенную к нему речь и владеть элементарными фразами и предложениями.
Ребёнок весел и спокоен после детского сада
Бывает так, что родители видят готовность ребёнка к поступлению в детскую группу, однако после того, как он начинает ходить туда, у него появляются некоторые признаки тревожного характера, такие, как: плаксивость, агрессия, истерики, нарушения сна, отказ от еды, энурез, страхи, цепляние за мать по утрам и отказ ходить в детский сад. Это свидетельствует о том, что возможно он все-таки психологически не готов к отделению от родительской семьи или о том, что в группе детского сада он пережил стресс. В таком случае, следует понаблюдать за ребёнком, поддержать его, окружить любовью и вниманием, как можно чаще дома по вечерам играть с ним. Также следует поговорить с воспитателем, попросить, чтобы он помог малышу справиться с адаптационным периодом. Самый главный признак успешного привыкания к коллективу — это счастливый, спокойный и любознательный малыш, которого мать забирает вечером домой. Если эмоциональное состояние ребёнка после того, как он пошел в детский сад, никак не меняется — он остается веселым, довольным и стремится познавать мир, то это говорит о готовности посещать детский коллектив.