15.02.2018 1382

Еще раз о готовности ребенка к школе

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Школьное образование является обязательным. Посещение образовательного учреждения становится важной частью жизни современного ребенка в возрасте от семи до восемнадцати лет. Ответственные родители понимают всю важность процесса обучения, потому стараются создать лучшие условия для ученика. Занятия по подготовке к школе есть в каждом детском садике. Их может вести учитель или педагоги дошкольного образования. Но возраст поступления в первый класс может варьироваться в зависимости от того, насколько ребенок готов к обучению к школе. Как же правильно определить эту готовность?

Что значит «к школе готов»?

Если ребенок в целом здоров, его готовность к школе определяется специалистами примерно за полгода до окончания детского сада. В это время дошкольнику должно быть больше шести лет, но по желанию родителей можно протестировать ребенка и раньше. Психолог, невролог и логопед пообщаются с будущим первоклассником, зададут несколько вопросов, чтобы проверить общее развитие, оценят зрелость нервной системы, понаблюдают за навыками и способностью концентрироваться. Полную и наиболее репрезентативную картину можно будет получить, только наблюдая малыша в динамике в течение хотя бы полугода. Чаще всего происходит просто срез знаний на момент обращения родителей к специалисту.

Подробная оценка готовности ребенка к школе появилась в системе образования не так давно. Еще два десятилетия назад практически любого физически здорового дошкольника без выраженного отставания психического или умственного развития считали готовым учиться в общеобразовательной школе. Потом главное место заняла оценка академических навыков у ребенка. Это веяние совпало с массовым развитием системы дополнительного образования и методик раннего развития. Уже в детсадовском возрасте малыш, как правило, посещал какой-либо кружок. Первый учебник кроха мог раскрыть в два-три года — обучение чтению именно в этом возрасте является популярной методикой. Родители начинали учить ребенка буквам и слогам параллельно с изучением цветов и видов животных.

Возраст ребенка — не главное

Возраст ребенка — не главное

Не удивительно, что при таком раннем развитии большинство детей к шести годам уже знают буквы, могут читать и считать. Если по какой-либо причине ребенок попадет в детский сад в более старшую по возрасту группу, он подготовку к школе начнет раньше, чем прочие его ровесники. И тогда родители настаивают на том, чтобы школьное образование началось также на год раньше, ведь все признаки готовности к этому налицо: читает, считает, даже может знать какие-то иностранные слова. Зачем такому ребенку еще год проводить в детском саду? Может пропасть желание учиться, узнавать что-то новое, малыш заскучает. А в школе уже мог бы активно осваивать науки — к этому есть все предпосылки.

К сожалению, очень часто такое решение бывает ошибочным. Готовность к школе — понятие более широкое, чем просто овладение навыками письма и счета. Зачастую родители сталкиваются с ситуацией, когда хорошо читающий и считающий ребенок уже к концу первого класса плохо справляется с программой, ему сложно учить правила, портится почерк. Почему так происходит? Нет контакта с учителем? Неудачный учебник? На самом деле, просто ученик не был готов к школе на базовом уровне.