Рождение ребёнка — очень ответственное и нелегкое дело. Даже сейчас, когда к услугам роженицы современные родильные дома с умелыми акушерками и опытными врачами, оборудованные сложнейшей медицинской аппаратурой. Попробуйте представить себе, что всего этого нет. Как нет и электричества, горячей воды в кране, да и крана-то тоже нет. Воду нужно носить в ведрах из колодца или родника, греть на печи…
Здоровье и жизнь роженицы и ее ребёнка целиком и полностью зависели от умений и опыта повивальной бабки. Именно она помогала женщине в ответственный момент, облегчала роды, принимала ребёнка и ухаживала за матерью и новорожденным. Повитуха становилась почти родственницей всем, кому она помогла появиться на свет. Ее уважали, одаривали вещами и продуктами, приглашали на семейные торжества.
Но был один день, когда повивальных бабок чествовали по всему славянскому миру: 26 декабря по старому стилю, 8 января по новому. Праздник назывался Бабьи каши, Бабины, Бабий день, Бабинцы, Каши.
От язычества к христианству
Истоки этого праздника скрываются в глубокой древности, в изначальных культах великой Богини-Матери. По мнению историков и этнографов, прослеживается культ Матушки Параскевы-Пятницы, а также культы Рожаниц Лады и Морены. Именно поэтому в 1590 году митрополит киевский Михаил строго-настрого запретил праздновать Бабины.
Но Михаил был далеко, и толку с него было ровным счетом никакого. А повивальная бабка — вот она, рядом, помогает и утешает во время беременности и родов, когда должен появиться на свет желанный ребёночек. И праздник остался. Только постепенно его адаптировали к новой религии и стали называть Собором Пресвятой Богородицы, Ранним Рождеством, приурочили к чествованию иконы Божьей Матери «Помощь в родах». Название стало новым, а обряды и ритуалы остались древними, языческими.
Как празднуют Бабьи каши
Повивальные бабки были на особом счету в общине. Заниматься помощью при родах могла далеко не любая женщина. Не допускались к повиванию девственницы, бездетные женщины. Нельзя было принимать детей тем, кто славился дурным характером, сварливым нравом, да и неверным женам был заказан путь в повитухи. Из суеверия не доверяли участие в родах и женщинам с черными глазами — «чтобы не сглазила». Женщина могла стать повитухой после начала климакса, когда ее собственный организм утрачивал детородные функции.
День Бабин отмечался по всему славянскому миру, в разных регионах были свои особенности. Но везде было принято готовить особенную, вкусную, обильно сдобренную кашу, которой угощали местную повитуху те, кто только собирался воспользоваться ее услугами или уже прибегал к помощи ее добрых и умелых рук. Кашу варили из проса или гречихи, добавляли в нее коровье масло, сливки, молоко, мясо, орехи и ягоды — кто чем был богат. Один горшочек с кашей непременно разбивали на счастье, остальными угощали и повивальную бабку, и ребятишек.
В одних регионах было принято приглашать повитуху к себе в дом, накрывая обильный стол с кашами, блинами, пирогами. В других местах, наоборот, женщины и девушки сами приходили в дом повитухи с угощением и подарками. Приносили и народившихся в этом году детей, приводили для благословения и ребятишек постарше.
Было принято дарить повивальной бабке отрезы ткани, полотенца, новую одежду, муку, мясо, мед и домашние напитки — пиво, наливки, вино. Пришедшие в гости обязательно выполняли обряд умывания: поливали на руки повитухи чистой водицей, подавали кусок мыла, чтобы он выскользнул из рук гостьи и упал прямо в руки бабки. Считалось, что это обеспечит легкие роды, что ребёнок также легко выскользнет из материнского лона в руки повитухи.
Повивальная бабка выполняла разные обряды, призванные обеспечить здоровье детям и женщинам, их плодовитость и супружеское счастье. Мужчины на праздник допускались не всегда. Посиделки могли затянуться заполночь, причем женщины, пользуясь отсутствием мужчин, рассказывали скабрезные байки, пели непристойные частушки и всячески обыгрывали тему половых сношений и родов.
Повитуха тоже делала подарки детям, которых она приняла. Она дарила носочки, рубашечку, амулеты, или привязывала к руке монетку или игрушку. Мальчикам дарили фигурку Солнечного коня, символа удачи и мужского начала. Девочки могли получить куколку-кормилицу, куклу-Кашу, или Долю.
В наше время старинный праздник не забыт. Во многих городах его отмечают в женских клубах, в обществах славянской культуры. Это отличный повод собраться приятной женской компанией, поздравить акушерку, которая принимала роды, и угоститься кашей, приготовленной по старинным рецептам.