Тема буллинга (от английского “to bully” — «издеваться, задирать, обижать»), или травли в коллективе детей или взрослых, в последнее время является одной из самых популярных. С развитием информационных технологий появляются и новые формы буллинга, например, издевательства в социальных сетях. Последствия травли для детей-жертв вовсе не так безобидны, как может показаться некоторым взрослым — они могут быть самыми печальными, вплоть до серьезного психического расстройства и суицида. Не только жертвы, но и агрессоры нуждаются в серьезной психической коррекции поведения.
Как дети становятся агрессорами или жертвами?
Все дети проявляют друг к другу те или иные формы агрессии — дерутся, обзывают друг друга, кусают или щиплют. Но постепенно они переходят к более цивилизованным формам отношений. Поэтому на взрослого человека, готового наброситься с кулаками на оппонента смотрят с опасением и подозрением.
По мнению некоторых взрослых, травля в детском коллективе не является опасным явлением, и дети «просто играют». Если подростки систематически избивают одноклассника, отбирают его вещи или угрожают, то такие взрослые считают виноватой жертву, а не агрессора. Многие могут вспомнить истории их собственной школьной жизни, когда агрессоров считали «милыми и хорошими» детьми, а жертв — «ненормальными» или «психами».
Далеко не все подростки обладают физической силой и умением дать отпор обидчикам. Случается, что и физически развитый ребёнок становится жертвой буллинга. Агрессором может быть и самый богатый ученик в классе, и самый наглый. Считается, что основной причиной для проявления агрессии становится отсутствие любви в семье и желание самоутвердиться за счет других. Но практика показывает, что агрессивное поведение характерно не только для «недолюбленных», но и для «залюбленных» подростков, привыкших к исполнению любых желаний. Родители закрывают глаза на их поведение и легко осуждают жертву травли.
Причины опасных отношений в детском коллективе
Средства массовой информации, затрагивающие тему школьного буллинга, часто пишут о жертвах и их поведении. Об агрессорах пишут значительно меньше. Жертвой буллинга может стать ребёнок или подросток с физическим недостатком, слишком робкий или слишком эмоционально реагирующий на проявления агрессии. Нередко травле подвергаются новенькие, только что сменившие класс или школу.
Утверждение о том, что агрессорами становятся школьники или дошкольники, получающие слишком мало родительской любви, не лишено оснований. С раннего детства они усваивают, что окружающий мир враждебен, и их одноклассники всегда являются соперниками, а значит, можно безнаказанно проявлять агрессию. Нередко агрессором становится ребёнок из семьи, где отношения имеют авторитарный характер, и взрослые часто проявляют агрессию к нему или к его братьям или сестрам.
Ребёнок или подросток из семьи, где взрослые часто ссорятся, разговаривают на повышенных тонах или при помощи физического насилия, также имеет больше шансов начать «срываться» на других. Агрессор почти никогда не бывает спокоен. Как правило, он обладает неустойчивой психикой и не способен адекватно реагировать на критику и замечания.
Травля приобретает более опасный характер, если агрессоры объединяются в группу и издеваются над тем, кого выбрали себе в жертвы. Они обладают способностью выделять одноклассников с виктимным поведением и применяют физическое и психологическое насилие именно к ним. К сожалению, весь остальной класс может безучастно наблюдать за буллингом из страха стать жертвами. Взрослые, в свою очередь, могут и сами активно поощрять буллинг, либо не придавать ему серьезного значения.
Отношения в детском коллективе являются «уменьшенной копией» взрослого мира. Чем больше в обществе поощряется насилие по отношению к более слабым или отличающимся от других, тем чаще будут повторяться случаи физических и моральных издевательств среди школьников и дошкольников.
Что могут сделать дети, подростки и взрослые для борьбы с травлей?
Следует различать однократный конфликт между одноклассниками, непопулярность подростка в новом коллективе и систематическую травлю. Последнее представляет собой часто повторяющиеся эпизоды эмоционального и физического насилия. Жертвами травли становятся многие дошкольники и школьники.
Борьба с буллингом требует серьезного внимания родителей, психологов и педагогов. В некоторых случаях ребёнку-жертве помогает психологическая коррекция поведения или серьезный разговор его родителей с родителями агрессора. В более серьезных ситуациях взрослым необходимо собрать как можно больше доказательств буллинга, чтобы обратиться с ними в вышестоящие образовательные инстанции или правоохранительные органы.
Прекращение травли зависит от решимости родителей и педагогов и их способности наказать агрессора и поддержать жертву. Если эпизод борьбы против агрессоров заканчивается победой, то у ребёнка растет самооценка и повышается вера в людей. Но, став взрослыми, они будут помнить эпизоды травли. Бывшие агрессоры нередко признаются, что делали что-то неправильно, поскольку не знали другой модели поведения.
Травля — отнюдь не безобидное явление в жизни школьника. Она способна оказать негативное влияние на последующее поведение человека, снизить самооценку, привести к неврозам или психическим расстройствам. Чаще всего буллинг возникает в школе или детском саду, где одногруппники и одноклассники объединены лишь годом рождения, а не общими интересами. Навязанное общение с тем или иным коллективом не всегда доставляет удовольствие.
Еще одна проблема буллинга — невозможность учителя сразу распознать агрессора. Он может быть очень хитрым, и способен притворяться примерным учеником. И в таких случаях учитель нередко считает виноватой жертву. А многие взрослые считают, что детские «разборки» их не касаются.
Универсального рецепта для предотвращения буллинга не существует. В отдельных случаях помогает привлечение внимания к конкретному случаю, разговор с родителями агрессоров или перевод ребёнка в другую школу. Но в здоровом коллективе, где не поощряются унижения взрослого или ребёнка и уважается любое мнение, условий для травли практически не возникает.