Как помочь детям при опасных отношениях в коллективе?

Буллинг ( от английского “bully” — издеваться, задирать) — отношения, предполагающие издевательства одного или нескольких человек над жертвой. Причин для него может быть много — внешность, манера поведения или другие мотивы, не всегда понятные окружающим. В основе буллинга лежит один главный мотив, определяющий все остальные, — стремление детей или взрослых к самоутверждению. Основная проблема жертв школьной травли — нежелание обращаться за помощью к родителям или учителям.

Буллинг — нездоровые и опасные отношения внутри школьного коллектива

Нездоровые и опасные отношения, называемые «буллингом» или травлей, существовали в коллективах практически во все времена и во всех странах. Они считаются одной из самых серьезных проблем, приводящих к печальным и катастрофическим последствиям для психики ребёнка или подростка. Современные формы буллинга приобретают все более изощренный характер — к побоям и насмешкам в школе прибавляются издевательства и оскорбления в социальных сетях, так называемый «кибербуллинг».

Часто дети, ставшие жертвами буллинга, не хотят обращаться за помощью ко взрослым. Это происходит по нескольким причинам — они боятся огорчить их, не быть услышанными или считают дурным тоном жаловаться, поскольку это может усугубить их и без того опасное положение. Печальные последствия конфликтных отношений в школьном коллективе известны многим.

Инициаторами буллинга далеко не всегда становятся дети  и подростки из неблагополучных семей. Жертвы конфликтных отношений с одноклассниками встречаются и в престижных учебных заведениях, и в закрытых элитных школах. Одна из особенностей детской и подростковой психологии — значимость мнения коллектива. Поэтому группа одноклассников может выделять того, кто в чем-то не похож на них, и издеваться над ним.

Характер отношений в школьном коллективе во многом определяют взрослые — педагогический коллектив и директор школы. Там, где буллинг не поощряется и авторитет педагога достаточно высок, печальных случаев травли гораздо меньше.

Какие дети становятся жертвами буллинга?

Какие дети становятся жертвами буллинга?

Отличие ребёнка от коллектива — самая распространенная причина буллинга. Травить могут по самым разным причинам — из-за нестандартной внешности, особенностей поведения, физических недостатков, иной этнической принадлежности и многих других.  Жертвой буллинга может стать и новый ученик в классе, и отличник, которые не умеет достойно ответить на насмешки, издевательства или унизительные шутки. Ребёнок или подросток, чья реакция на насмешки забавляет агрессора, с высокой вероятностью становится жертвой многочисленных эпизодов травли.

Агрессором чаще всего становится ребёнок или подросток с нарциссическими чертами характера. Часто агрессора окружает «свита», двое или трое одноклассников, которые ощущают свою значимость только при расположении агрессора.

Позиция класса по отношению к агрессорам или жертвам может быть различной. Коллектив может пассивно наблюдать и не придавать особого значения эпизодам травли. Но из него могут выделиться и защитники, которые могут пытаться заступиться за жертву буллинга. К сожалению, многие подростки боятся выступать в роли защитников из-за недостаточной уверенности в собственных силах и неспособности объединяться и давать агрессорам достойный отпор.

Ребёнку гораздо легче пережить травлю и покончить с буллингом, если у него есть поддержка значимых взрослых. Если родители придают буллингу серьезное значение и не считают ребёнка виноватым в том, что над ним издеваются, то они будут оказывать ему всестороннюю поддержку. Но ребёнок не всегда готов обратиться за помощью ко взрослым.

Как родители могут помочь ребёнку в ситуации школьной травли?

Как родители могут помочь ребёнку в ситуации школьной травли?

Ребёнок может скрывать факт школьной травли. Но сами родители могут догадаться о ней по следующим признакам:

  • травмы — ушибы, ссадины, синяки, о которых ребёнок рассказывает неохотно или неправдоподобно, например, «упал сам»;
  • испорченные вещи — разорванные учебники или сумка, разбитая техника;
  • настоящие или придуманные недомогания или болезни из-за нежелания идти в школу;
  • подавленное настроение;
  • отсутствие желания есть или стремление «заедать» стресс;
  • ухудшение успеваемости, потеря интереса к учебе;
  • попытки «отыграться» в виде издевательств над младшими братьями или сестрами.

Если взрослые замечают один или несколько тревожных признаков, то им следует обязательно поговорить с ребёнком о том, что происходит в школе. Уклончивые ответы или нежелание рассказывать могут также стать поводом для опасений.  Следует помнить, что ребёнок может бояться рассказывать взрослым об эпизодах травли, поскольку опасается получить репутацию «ябеды» и ухудшить свое положение.

Когда взрослые догадываются о том, что ребёнка травят, им следует попытаться научить ребёнка некоторым психологическим приемам, которые помогут эффективно противостоять травле. Чувство юмора не слишком развито у подростков, но работе над собой его можно натренировать, и тогда оно поможет одержать победу над обидчиками. Мероприятия по тренировке уверенности в себе — спорт, танцы или другие занятия, позволят ребёнку найти новых друзей и изменить отношение к самому себе.

Матери и отцы должны иметь представление о ситуации в школе. Если ребёнка травят, им необходимо поговорить с классным руководителем или директором и обсудить меры борьбы со школьной травлей. В особо тяжелых случаях необходимо собрать доказательства буллинга и обратиться в вышестоящие образовательные инстанции, а также за юридической помощью.

Наконец, если взрослые убедились в нездоровой атмосфере школы и невозможности повлиять на нее, необходимо выбрать ребёнку другую школу. Но перед сменой школы следует провести своеобразное «расследование», понаблюдать за педагогами, классами, поговорить с людьми, ребёнок которых также может обучаться в новой школе.

Буллинг в школе — это не просто «детские игры», как думают некоторые взрослые. Он опасен не только для самооценки и психики жертвы, но и для окружающих, поскольку спровоцированная жертва сама может превратиться в агрессора. В целом, борьбу с буллингом должны вести не только школьники, но и взрослые — родительские семьи, педагоги, психологи и юристы.

Читайте далее

7 важных вопросов о детских подгузниках

Мамам на заметку: как правильно выбирать подгузники и не дать рекламе себя обмануть?
Опубликовано 11.08.2018 11:01, обновлено 17.04.2020 18:28
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Швейцарские часы, банки и школы как гарантия высшего качества
Система среднего образования Швейцарии: в каждом регионе – свой язык и своя школьная программа. Какие школы заканчивают лауреаты премии Нобеля?
Школы Австралии: чему и как учат за рубежом?
Школьного образование в Австралии: чему, кого и как учат на далеком континенте?
Средний школьный возраст детей
Что в приоритете у детей средних классов? Когда пора говорить о будущей профессии?
Школьники Италии: 110 баллов из 100 и никакой литературы
Система школьного образования в Италии: как и чему учат маленьких итальянцев? Государственные и частные школы, особенности программ и экзаменов.
Готовимся к школе: как выбрать безопасный школьный портфель
Выбираем портфель! Требования к качеству учебных принадлежностей направлены на охрану здоровья школьников и создание достойных условий для обучения.
Чем занять ребенка в свободное от школы время
Как нужно отдыхать ребенку? Сколько времени? Когда лучше всего делать уроки и обязанности по дому?