Школьная пора давно уже пришла, а вместе с ней начались и занятия для детей, которые внесли серьезные изменения в привычный для них ритм жизни. Детям приходится раньше вставать, больше сидеть и быть более дисциплинированными. Что делать, если возникают сложности с соблюдением режима, расскажем в этой статье.
Здоровье детей: организация полноценного сна
Ребёнка невозможно поднять утром с постели, а вечером уложить спать пораньше? Значит первое, о чем должны подумать родители — это организация полноценного сна. Наверняка многие дети летом просыпались позже обычного, поэтому их организму не так просто перестроиться на новый ритм. Попробуйте приучать к этому малышей постепенно. В идеале, конечно, было бы начать подготовку за пару недель до учебного года, поднимая ребёнка с постели каждый день на пятнадцать минут раньше обычного. Но, к сожалению, некоторые родители думают, что такие сложности ни к чему: «Вот ляжет 31 августа пораньше спать, а потом постепенно втянется». Это самая распространенная ошибка родителей. За один день привычка не выработается, для этого нужно как минимум дней двадцать.
Но даже если не получилось приучить детей к режиму сна и бодрствования до начала учебного года, помочь им легко просыпаться можно и сейчас. Вставать с постели школьникам придется в одно время (тут уж никак не передвинешь, потому как в школу опаздывать нельзя), а вот приучить ложиться пораньше, чтобы здоровье детей не страдало от недостатка сна, можно. В этом случае выход один — укладывать их спать пораньше. Это увеличит время отдыха и облегчит раннее пробуждение.
Если ребёнок начнет протестовать и отказываться ложиться в постель раньше обычного, родители должны объяснить ему, что засыпать совсем не обязательно, можно просто полежать в кровати. Вполне вероятно, что таким образом малыш уснет. А если и нет, то сама подготовка ко сну и лежание в постели уже будут действовать на организм расслабляюще.
Не стоит забывать и о таком понятии, как биологические ритмы детей, которые обеспечивают максимально эффективную деятельность всех органов и систем, а также рациональное расходование энергии. Биоритмы — это чередование периодов активности с периодами отдыха, во время которого происходит полное восстановление детского организма. Если они нарушаются, а именно это и происходит, когда меняется режим дня, дети могут стать невнимательными, раздражительными. Подвергается опасности и физическое здоровье детей — появляется вероятность снижения иммунитета и развития некоторых заболеваний. Поэтому иногда имеет смысл давать ребёнку витаминные комплексы (по назначению врача).
Укрепление иммунитета у детей: закаливание
Укрепить иммунитет ребёнка может помочь обычное закаливание. Более того, регулярность таких занятий для детей тоже будет способствовать привыканию их к новому режиму. Медики советуют вечерние обливания. Дополнительно ко всем перечисленным положительным моментам закаливания эта процедура поможет улучшить сон ребёнка.
Начинать нужно с обливания стоп водой комнатной температуры после того, как малыш хорошо прогреется в ванной. Постепенно, каждую неделю снижать температуру на один градус (не ниже 32 градусов) и увеличивать зону обливания. После процедуры закаливания растереть ребёнку ноги и уложить в постель.
Занятия для детей: физическая активность
Следующий важный момент, который поможет детскому организму побороть сложности с адаптацией — это физическая активность. Понятно, что летом дети больше бегали, прыгали и вообще больше времени проводили на свежем воздухе. И это хорошо — чем активнее дети летом, тем легче их мышцам выдерживать статическую нагрузку во время уроков, ведь занятия для детей в школе предполагают долгое сидение за партой.
Закрепить летний результат, укрепить здоровье детей, а также компенсировать недостаток движения во время учебы поможет утренняя зарядка. Хорошо, если родители организуют ее в игровой форме и будут проводить вместе с ребёнком. Это поможет сделать занятия интереснее. Предлагаем вашему вниманию несложный комплекс упражнений, который поможет размять все группы мышц и быстрее взбодриться после сна:
- ходьба на месте с высоко поднятыми коленями в течение одной-трех минут;
- вращение головы по часовой стрелке и в обратную сторону. Сделать по шесть повторений;
- вращения плечами вперед и назад. Выполнить шесть-восемь повторений в одну и другую сторону;
- наклоны вперед с доставанием руками пола. Сделать десять повторений;
- руки на поясе, наклоны в стороны — по восемь раз в каждую сторону;
- приседания с ровной спиной, не отрывая пятки от пола — десять раз;
- лежа на спине, выполнять упражнение «велосипед». Сделать двадцать «оборотов».
Сложности с адаптацией
Адаптация — штука непростая, которая может длиться не одну неделю. Перемены в образе жизни переносит нелегко даже взрослый человек, что уж говорить о детях. Особенно о тех, которых заботливые родители привозят с мест отдыха перед самой школой, «чтобы отдохнули как можно больше». В результате — долгая адаптация — привыкание к новому распорядку, воспоминание о том, как пишутся буквы и как решать задачи. В итоге не замечаешь, как заканчивается первая четверть, причем не с самыми лучшими оценками. Кроме того, период адаптации бывает иногда омрачен замечаниями педагога, необходимостью подавления привычных желаний и подчинения учителю. В результате у ребёнка может появиться ощущение «неуспеха» и нежелание ходить в школу. Если вовремя не обратить на это внимание и не помочь малышу, проблемы в обучении могут нарастать, а период адаптации затягиваться.
Чтобы поддержать школьника и помочь ему адаптироваться, родители должны:
- научить его адекватно оценивать собственную успешность, сравнивая прошлые результаты с настоящими;
- хвалить малыша за любые достижения в школе и внеклассной работе;
- помочь ему разобраться с правилами поведения в школе. Ребёнок должен понимать важность их соблюдения;
- помочь малышу наладить отношения с одноклассниками. Разбираться в возникающих сложных ситуациях в общении с ровесниками и помогать находить способы выхода из них.
А еще родителям не помешает поработать над собственными страхами. Иногда взрослые сами «заражают» школьника собственными переживаниями перед учебным процессом.