Еще 20-30 лет назад детский сад считался одним из обязательных элементов социализации детей дошкольного возраста в странах бывшего СССР. Оба родителя были заняты на работе, поэтому дети проводили больше времени в коллективе. Некоторых отдавали в ясли даже в возрасте до года, детей постарше нередко оставляли на так называемую «пятидневку». Ребёнок мог находиться в детском саду в течение всей рабочей недели, и родители забирали его домой только на выходные. Сегодня отношение к детскому саду уже не такое однозначное — существуют его убежденные сторонники и не менее убежденные противники.
Отношение детей и родителей к детскому саду
Основной аргумент сторонников детского сада как способа социализации в том, что дети учатся общаться со сверстниками и другими взрослыми: воспитателями, педагогами, нянечками. Таким образом малыши познают отношения между людьми во всем их многообразии. Считается, что в будущем детям будет проще контактировать с одноклассниками и они избегут трудностей с общении.
Противники думают, что дети в детском саду часто болеют, подвергаются плохому обращению со стороны сверстников и воспитателей и тяжело переносят разлуку с мамой. Такие родители считают детские дошкольные учреждения враждебными личности ребёнка, ломающими его психику. Они уверены, что гораздо лучше процесс социализации ребёнка проходит в кружках и студиях раннего развития.
Обе категории родителей правы по-своему. Сегодня в процессе воспитания детей больше внимания уделяется индивидуальности каждого: один малыш ходит в детский сад с удовольствием, другой не любит там находиться по каким-то причинам. Если дошкольнику не нравится проводить время вне дома, то он остается с мамой или другими значимыми взрослыми — бабушками, дедушками, нянями.
Чем сильнее ребёнок привязан к матери, тем тяжелее для него процесс адаптации к детскому саду. Особенно трудно адаптироваться детям, которых чрезмерно опекают, а также тем, чьи родители проявляют излишнюю тревогу по поводу их пребывания. Если привыкание идет слишком тяжело и затягивается, то рекомендуется подождать некоторое время или отдать предпочтение другим методам социализации.
Плюсы и минусы пребывания детей в детском саду
Большинство современных родителей посещало детские дошкольные учреждения. Воспоминания о времени, проведенном в них, не всегда радостные. Многие помнят эпизоды насилия со стороны воспитателей и младшего персонала, тяжесть разлуки с родителями, конфликты со сверстниками. Поэтому в их сознании закрепляется четкая установка: детям в детском саду всегда плохо, поэтому отдавать их туда не стоит.
Тем не менее, среди положительных сторон детских дошкольных учреждений отмечают следующие:
- обучение детей правильному общению со сверстниками;
- занятия под руководством квалифицированных педагогов;
- обучение дисциплине и порядку;
- развитие самостоятельности;
- возможность выйти на работу для мамы.
Нередко родители детей, посещающих дошкольные учреждения регулярно, отмечают положительные сдвиги в их развитии. Дети в детском саду становятся более самостоятельными: совершенствуют такие навыки, как пользование горшком или умение есть. Этой категории детей социализация идет на пользу.
Существует и другая категория детей, испытывающих трудности в приобщении к порядкам дошкольных учреждений. Как правило, они покидают стены заведений после череды разочарований, болезней, слез и обид или продолжают посещать детский сад ввиду крайней необходимости.
Почему родители могут быть против посещения садика:
- они считают данную модель социализации неприемлемой для детей;
- они уверены, что только «домашний» ребёнок может стать по-настоящему независимым;
- дошкольное учреждение не учитывает индивидуальные потребности конкретного дошкольника;
- дети часто болеют и усваивают негативные модели поведения.
Однозначного ответе на вопрос, нужен ли садик, не существует. Каждая семья уникальна, имеет свои традиции и представления о жизни. Если социализация в садике по каким-либо причинам не является успешной, то у родителей есть другие способы социализировать детей. Можно устроить малыша в дошкольное учреждение с лучшими условиями, воспользоваться помощью няни или старших родственников.
Как подготовить ребёнка к детскому саду
К сожалению, не все семьи могут позволить себе нанять няню, и не у всех есть родственники, готовые присматривать за детьми. Если государственное дошкольное учреждение — единственный шанс для матери выйти на работу, то родителям следует приложить все усилия, чтобы адаптация прошла гладко и безболезненно.
В первую очередь следует:
- научить дошкольника соблюдать элементарные правила гигиены и пользования столовыми приборами;
- подобрать удобную одежду и обувь. На ней не должно быть лишних застежек и шнурков;
- установить режим дня, приближенный к тому, который будет в детском учреждении;
- по возможности посетить дошкольное учреждение вместе с ребёнком;
- начать посещение дошкольного учреждения с ГКП (группы кратковременного пребывания). Это поможет детям привыкнуть к воспитателям и коллективу;
- поговорить с детьми о садике, рассказать, чем там занимаются их ровесники и воспитатели;
- по возможности не показывать свою тревогу и волнение, оставляя дошкольника в садике;
- избегать рассказов о собственном или чьем-то еще негативном опыте пребывания в садике.
Адаптация к детским дошкольным учреждениям проходит значительно лучше у тех детей, которые не проводят все дни с мамой. Также дети безошибочно считывают настроение взрослых: чем больше тревоги и негативных эмоций испытывают родители, прощаясь у дверей садика, тем больше плачут и беспокоятся дети.
После начала посещения детского дошкольного учреждения поведение детей часто изменяется. И родителям следует с пониманием отнестись к этой особенности детской психики. Новые впечатления могут оставлять свой след — дома дети могут капризничать или испытывать слишком много эмоций. Так же, как и взрослые, они подвержены стрессам, и реакция на новое окружение и новую обстановку может выражаться по-разному.
Чем позитивнее настрой родителей, в особенности мамы, тем лучше дошкольник адаптируется к новой обстановке и новому окружению.