Многие дети с удовольствием занимаются в различных детских кружках, творческих центрах, студиях или секциях. Однако столь же часто встречаются ситуации, когда ребёнок упирается всеми доступными ему способами, если взрослые пытаются его отправить на дополнительные занятия вне школы.
Более того, даже отучившись на радость своих родителей в художественной или музыкальной школе, и получив соответствующий документ об окончании специализированного учебного заведения, очень часто дети навсегда забывают об этом факте своей биографии. Ребёнок больше никогда не прикасается ни к музыкальному инструменту, ни к мольберту и кисточкам, даже если обладает явными талантами.
Причина этого в том, что творческое или спортивное развитие ребёнка должно идти в соответствии с его собственными наклонностями, желаниями и мечтами. Именно этим должны руководствоваться взрослые члены семьи, которые принимают решения за ребёнка, а не тем, что остались нереализованными какие-то их собственные детские мечты, и не тем, что сейчас модно. Таковы рекомендации детских психологов, следуя которым можно сделать жизнь своего ребёнка наполненной и счастливой.
Как правильно выбирать детский кружок для творчества
Главный критерий — это любовь, причем во всем ее многообразии. Это должна быть искренняя и явная любовь малыша к какому-то конкретному занятию — танцам, музыке, рисованию, лепке из глины и т. д. А с другой стороны, это искренняя и ответственная любовь родителей, которые во главу угла ставят именно интересы и желания ребёнка. Даже если маме очень хочется, чтобы сын крутился в изящных пируэтах на занятиях в кружке бальных танцев, лучше все же отдать его в секцию каратэ, если он увлечен, например, восточными единоборствами.
Предпочтения детей определить, в общем-то, не так уж сложно. Достаточно просто быть внимательными и любящими родителями. Ребёнок с удовольствием будет посещать танцевальную студию, если он с пеленок рвется танцевать под любую услышанную им музыку. Если малыш с радостью проводит время наедине с альбомом для рисования, то такую же радость он будет получать и от уроков в художественной школе. А тягу к музыке можно определить по выбору различных музыкальных игрушек и желанию подпевать артистам из телевизора.
Кроме того, надо просто поговорить с малышом, спросить его мнение. Иногда этого окажется достаточно, чтобы сделать правильный выбор. Учтите, что дети могут высказывать стремление к занятиям, к которым у них объективно нет необходимых способностей. Но не стоит им в этом категорически отказывать. Дайте ребёнку возможность попробовать свои силы. Ведь и у взрослых далеко не всегда с первого раза получается найти свой собственный путь.
Детские кружки и студии, специализирующиеся на творческом развитии ребёнка, в наше время предлагают пробные бесплатные занятия, что очень удобно. Можно вместе с малышом посетить тестовые уроки, дать ему возможность попробовать сделать то, что ему так хочется. К тому же это прекрасный вариант посмотреть на сам процесс обучения, пообщаться с педагогом, оценить уровень преподавания.
Более сложная ситуация складывается, когда дети хотят посещать детские кружки (возможно, по примеру друзей или одноклассников), но не знают, чем именно им хотелось бы заняться. Тут уж родители вынуждены будут сами делать выбор. При этом специалисты рекомендуют ориентироваться как на способности ребёнка, так и на особенности его характера. Если ребёнок стеснительный, можно, например, попробовать занятия в хоре. В целом любые созидательные занятия прекрасно подойдут для впечатлительных, тонко чувствующих детей.
Какие виды спорта способствуют более полному развитию ребёнка?
Надо понимать, что важно не только творческое, но и спортивное развитие ребёнка. Оно служит укреплению физического здоровья, формированию мышц и костной системы, учит дисциплине и самоконтролю. Но к выбору спортивной секции надо подходить примерно с теми же критериями, что и к творческим занятиям. Дело это не менее ответственное, да и критериев подбора тут тоже достаточно много.
- Желание ребёнка.
Его надо узнать в первую очередь. Однако следует учесть, что на него могут влиять предпочтения друзей, мода, какие-то иные субъективные факторы. Если мода поменяется, то может поменяться и желание ребёнка.
- Способности ребёнка.
Физические предрасположенности маленького человека формируются постепенно. Они становятся более-менее понятными только к 5-7 годам, как и физиологическая склонность к определенным видам спорта. Выбирать спортивную специализацию раньше этого возраста не стоит.
- Физические возможности и особенности.
Их нельзя не учитывать при выборе для ребёнка той или иной спортивной секции. Для легкой атлетики нужны одни особенности и определенное телосложение, а для тяжелой — совершенно другие. Если дети высокие, то, скорее всего, они достигнут успехов в баскетболе или волейболе, а небольшой рост позволит успешно заниматься, скажем, гимнастикой. Если же выбор будет сделан наоборот, то не будет ни спортивных успехов, ни удовольствия от занятий.
- Психологические потребности.
Характер и психика ребёнка формируются параллельно с его физическими возможностями. Их также следует учитывать при выборе спортивной секции. Холерику, вероятно, будет непросто просиживать часами за шахматной доской: ему потребуется возможность сброса накопившейся энергии. Это чрезвычайно важно для гармоничного развития ребёнка.
Дополнительные факторы выбора секций для детей
Специалисты дают еще несколько рекомендаций, которые обязательно должны учитывать родители при подборе творческих или спортивных секций для ребёнка. Многие из таких советов связаны с тем, чтобы не нарушать уже сложившийся режим дня или делать это в минимальной степени.
Один из важных факторов построения графика — правильная логистика. Детям может быть сложно добираться на занятия на другой конец города, да еще и с пересадками на разных видах транспорта. И дело даже не в том, что не стоит ребёнка одного отпускать в столь долгую поездку. Просто она займет слишком много времени, вторгаясь в установленный распорядок дня.
Длинная дорога плюс усталость от самих занятий — и вот у ребёнка уже наблюдается переутомление, он хуже учится, успеваемость падает, появляются плохой сон и раздражительность. Поэтому психологи рекомендуют выбирать студии и секции в максимально возможной доступности от дома. Дорога в общей сложности не должна занимать более 40-50 минут.
Еще одна важная рекомендация детских психологов: не стоит настраивать ребёнка непременно на лидерство и исключительно чемпионские достижения. Это поможет избежать разочарования и депрессии в случае неудачи. Главное — просто получать от занятий удовольствие и дальнейший посыл к развитию врожденных наклонностей.