04.10.2019 1245

Семейные чтения: развиваем интеллект и мышление у детей

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Не только родители, но и дети знают о том, что существует целая индустрия, массово выпускающая различные интеллектуальные игрушки, развивающие и электронные игры, специальные гаджеты. Польза от них действительно велика. Они укрепляют память, повышают сообразительность, тренируют ловкость рук и мелкую моторику. У ребенка развиваются многие полезные навыки. Однако не будем спешить с выводами о том, что традиционная книга на бумажном носителе в наши дни уже не актуальна. Достаточно сказать, что детские психологи и педагоги со всей ответственностью говорят о том, что польза семейного чтения для ребенка по-прежнему велика. 

И кто же будет спорить с тем, что хорошая книга по-прежнему считается основным источником развития ребенка? Кто не согласится с тем, что чтение вслух в семейном кругу всегда было одним из наиболее распространенных вариантов общения и приятного досуга? 

Вопросы риторические, поскольку ответы на них искать не нужно: они очевидны. Однако объективности ради нужно признать, что после того, как появилось телевидение, во многих семьях совместное домашнее чтение действительно ушло в тень. Его вытеснили фильмы, мультипликация и телевизионные познавательно-развлекательные передачи. 

Дети и домашнее чтение

Дети и домашнее чтение

Ученые пришли к выводу о том, что современные родители, делающие ставку на ускоренное физическое и интеллектуальное развитие ребенка, часто допускают серьезные просчеты в морально-нравственном и эстетическом воспитании. 

Ведь именно в семейной обстановке малыш формируется как личность. И, как уже установлено детскими психологами, даже самая необычная электронная игрушка не может стать для него полноценной заменой обычной книжки. Ведь именно книга может вызвать у детей целый поток чувств, ярких эмоций, сопереживание героям. Причем эмоциональная составляющая поможет сделать правильную корректировку в поведении ребенка. 

К сожалению, перекос в воспитании современных детей уже привел к тому, что подрастающее поколение не имеет достойных примеров для подражания. Более того, огромная часть сегодняшних мальчишек и девчонок берут за основу поведения весьма сомнительных персонажей – например, героев известных компьютерных игр или популярных блогеров. 

Может возникнуть логичный вопрос: «А причем здесь книга»? Отвечаем. Никто не может оспорить тот факт, что именно книга была и остается источником знаний. Она же и мощное средство воспитания, которое воздействует напрямую на душу ребенка. Никакие мультики, видеоролики из всемирной сети или, тем более, компьютерные игры не способны на такое воздействие. Тут важно все: что читать, с кем, когда и как.

Всем хорошо известно о том, что с тех пор, как была упразднена цензура, кроме шедевров классической литературы стали печатать и литературу довольно низкой пробы. И потому родители должны выбирать книги для семейного чтения максимально тщательно. 

Впрочем, при этом вовсе не обязательно, чтобы дети сразу же знакомились с классикой. Ведь есть немало произведений современных поэтов и писателей, которые тоже будут хороши для развития ребенка и для его правильного воспитания. Ведь в них содержится позитив, побуждение к размышлению, рассказы о том, что такое хорошо и что такое плохо. 

При этом не нужно забывать, что детские книги выбирают с учетом текущего возраста ребенка. Ведь каждая строчка в книге, каждый ее воспитательный посыл должны быть доступны детскому пониманию. В противном случае ребенку может стать скучно, и он вообще потеряет интерес к чтению.

Как строить общение в кругу семьи на основе совместного чтения

Книжки маленькому ребенку читают именно взрослые. Очень часто на ночь, что постепенно переходит в насущную необходимость: порой ребенок не может заснуть, если ему не прочли хотя бы страничку. Однако ребенок растет, становится старше, и книги вызывают у него все меньше интереса. Он научился читать самостоятельно, но за чтение книг берется без особой охоты. Какова причина такого поведения?

Сказка, что читали на ночь, воспринимается ребенком как общение с родителями, переходящее в навык получения новой информации. Если взрослые останавливаются на этапе сказок и не читают своим детям другие книжки, для возраста постарше, полезная привычка к чтению постепенно исчезает.

Кроме того, прочитанное требует совместного обсуждения: нужно обязательно говорить с ребенком о сюжете и поступках главных героев. Это формирует интерес, который в будущем поможет малышу начать читать самостоятельно.

Использованные источники