Дружба ребенка с воображаемым другом

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дружба для детей — один из самых главных показателей успешности и популярности в детском саду и в школе. Начиная с 2 лет, ребёнок начинает активно социализироваться и общаться со старшими и младшими детьми на детской площадке, в группе кратковременного пребывания или садике. С друзьями он познает богатый мир человеческих отношений, эмоций и чувств. Но не все дети одинаково общительны. Некоторым бывает хорошо и в одиночестве или в обществе друзей, которых они… придумали себе сами.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Значение дружбы для детей

Значение дружбы для детей

О дружбе написано много художественных произведений — песен, стихов, романов и рассказов, сняты художественные и мультипликационные фильмы. Все они убеждают детей и подростков в том, что настоящий друг — это бесценно. Дружба в 2-3 года — это совместные игры, обмен игрушками, первые ссоры и конфликты, которые детям предстоит научиться решать.

С 5-6 лет дети начинают ценить в дружбе наличие общих интересов, возможность доверять другу тайны и секреты. Они легко заводят друзей — достаточно подойти к любому ребёнку на площадке и начать совместную игру. Игры в этом возрасте уже намного сложнее и помогают детям определить роль, которую впоследствии они будут играть в социуме.

В младшем школьном и подростковом возрасте дружба уже не возникает сама по себе. Для нее требуется нечто большее, чем обучение в одном классе или совместное посещение кружка. Нужно не просто совпадение интересов, хотя это и немаловажно, а совместимость человеческих качеств. В переходном возраста авторитет друзей растет, а родительский, наоборот, падает. Характер конфликтов также осложняется — подростки тяжело переживают неверность, предательство или прекращение дружбы из-за конкуренции за внимание противоположного пола.

Даже если со временем дружеское общение по каким-то причинам прекращается, воспоминания о друзьях дарят человеку незаменимый опыт общения и расширяют представление о многообразии характеров и поступков других людей.

Почему ребёнок заводит воображаемого друга?

Основная причина, по которой ребёнок придумывает себе друга — одиночество. Он может страдать от недостатка общения с реальными сверстниками или отсутствия общих интересов. Также вполне возможно, что он не склонен много общаться или чувствует себя неуютно в большой компании. Тем не менее он испытывает потребность в ком-то, с кем можно было бы поделиться печалью и радостью.

Яркий пример общения ребёнка с воображаемым другом — история о Малыше и Карлсоне. Карлсон — это одновременно и темная, и светлая сторона Малыша, его своеобразное второе «я». На него можно свалить вину за плохое поведение, например, разбитую люстру. Карлсон также помогает Малышу стать смелее и не бояться гнева отца. Любимая фраза Карлсона «пустяки, дело житейское» учит мальчика проще относиться ко многим вещам.

В реальной жизни Малыш робок, нерешителен и одинок — родители его не понимают, брат и сестра намного старше и заняты собой. Поэтому Карлсон как будто дополняет характер Малыша теми чертами, которых у него нет, — смелостью, решительностью и беззаботностью. Одновременно с этим он вобрал в себя отрицательные качества — склонность ко лжи, лень, наглость.

Таким образом, воображаемые друзья способны отражать психологическое состояние детей и позволяют взрослым лучше понять, чего им не хватает и какие проблемы они испытывают. Как правило, воображаемые друзья появляются у детей с развитым воображением в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. К 8-9 годам «общение» с ними проходит.

Советы родителям: что делать, если ребёнок придумал себе друга?

Советы родителям: что делать, если ребёнок придумал себе друга?

Разумеется, родители нередко пугаются, когда дети рассказывают им о воображаемых друзьях. Для них это сигнал тревоги и недоумения — если сын или дочь общаются с кем-то, кого они не видят, то они начинают подозревать, что с психическим развитием детей что-то не в порядке. Нередко в ход идут серьезные наказания.

Воображаемый друг — это вовсе не следствие психических отклонений у детей, а всего лишь доказательство того, что их фантазия намного богаче, чем у сверстников. И, конечно же, для родителей это повод задуматься, что действительно не так с социализацией детей.

Типы воображаемых друзей, и что может стоять за их появлением:

  • друг-спасатель. Детям, придумывающим себе такого друга, скорее всего, не хватает чувства безопасности, защищенности. Может быть, их обижают одноклассники или учителя. В таком случае родители должны разобраться в том, что действительно происходит с сыном или дочерью;
  • друг с огромными полномочиями. Когда мальчик или девочка придумывают себе таких друзей, это означает, что в реальной жизни им не хватает самостоятельности или они страдают от чрезмерного контроля со стороны взрослых;
  • друг — развлекатель. Появление такого воображаемого друга может говорить о недостатке эмоциональной близости детей со значимыми людьми. Возможно, они страдают от недостатка игр, свободного времени или чересчур загружены учебой;
  • друг — любитель тайн. Появление этого друга может свидетельствовать о гиперопеке или избыточном контроле со стороны взрослых. Поэтому у детей появляется потребность в собственных тайнах и секретах;

друг, который наказывает. Наличие воображаемого друга, который любит наказывать, может быть сигналом о чувстве вины за какие-либо действия.

Когда дочь или сын сообщают взрослым о каких-то действиях воображаемого друга, то ни в коем случае не следует их за это ругать или осуждать. Необходимо более подробно расспросить о поведении друга и его внешнем виде, признавать его право на существование, при этом понимая, что это — плод детской фантазии.

Логика характера вымышленного персонажа должна помочь взрослым разобраться с тем, что на самом деле происходит в жизни детей, и все ли благополучно в их внутреннем мире. Если общение с ним слишком затягивается, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу.

И, наконец, вымышленные друзья исчезают сами, как только детям удается решить реальные проблемы при поддержке значимых взрослых. По мере взросления детей у них появляются новые способы решения психологических проблем. Но вполне возможно, что воображаемый друг — это просто плод богатой фантазии юного человека, обладающего более творческим мышлением по сравнению со сверстниками. Вполне возможно, что в будущем он станет детским писателем и будет придумывать друзей уже для своих детей или внуков, как Астрид Линдгрен — великая создательница образов Малыша и Карлсона.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 18.06.2018 16:52, обновлено 17.04.2020 18:30
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012

Читайте также

Что делать, если ребенок нервный?
Что делать, если ребенок нервный, несдержанный и капризный? Советы родителям.
Что может обидеть ребенка?
Иногда взрослые могут неосознанно делать больно детям. Узнайте, что обижает ребенка, из этой статьи.
Тревожный ребенок – что делать?
Тревожные дети замкнутые, неуверенные и имеют много страха. Как родители могут им помочь?
Почему дети не уважают родителей?
Иногда взрослые сталкиваются с неуважением детей в семье. Что приводит к этому и как поднять свой авторитет?
«Вечно маленький» – как помочь ребенку повзрослеть?
Ребенок несамостоятельный и ведет себя как маленький? Узнайте, как помочь ему стать взрослым и ответственным.
Нервный тик у ребенка – что делать?
Что делать родителям, если ребенок нервно подергивает глазами или издает навязчивые звуки?