Дружба для детей — один из самых главных показателей успешности и популярности в детском саду и в школе. Начиная с 2 лет, ребёнок начинает активно социализироваться и общаться со старшими и младшими детьми на детской площадке, в группе кратковременного пребывания или садике. С друзьями он познает богатый мир человеческих отношений, эмоций и чувств. Но не все дети одинаково общительны. Некоторым бывает хорошо и в одиночестве или в обществе друзей, которых они… придумали себе сами.
Значение дружбы для детей
О дружбе написано много художественных произведений — песен, стихов, романов и рассказов, сняты художественные и мультипликационные фильмы. Все они убеждают детей и подростков в том, что настоящий друг — это бесценно. Дружба в 2-3 года — это совместные игры, обмен игрушками, первые ссоры и конфликты, которые детям предстоит научиться решать.
С 5-6 лет дети начинают ценить в дружбе наличие общих интересов, возможность доверять другу тайны и секреты. Они легко заводят друзей — достаточно подойти к любому ребёнку на площадке и начать совместную игру. Игры в этом возрасте уже намного сложнее и помогают детям определить роль, которую впоследствии они будут играть в социуме.
В младшем школьном и подростковом возрасте дружба уже не возникает сама по себе. Для нее требуется нечто большее, чем обучение в одном классе или совместное посещение кружка. Нужно не просто совпадение интересов, хотя это и немаловажно, а совместимость человеческих качеств. В переходном возраста авторитет друзей растет, а родительский, наоборот, падает. Характер конфликтов также осложняется — подростки тяжело переживают неверность, предательство или прекращение дружбы из-за конкуренции за внимание противоположного пола.
Даже если со временем дружеское общение по каким-то причинам прекращается, воспоминания о друзьях дарят человеку незаменимый опыт общения и расширяют представление о многообразии характеров и поступков других людей.
Почему ребёнок заводит воображаемого друга?
Основная причина, по которой ребёнок придумывает себе друга — одиночество. Он может страдать от недостатка общения с реальными сверстниками или отсутствия общих интересов. Также вполне возможно, что он не склонен много общаться или чувствует себя неуютно в большой компании. Тем не менее он испытывает потребность в ком-то, с кем можно было бы поделиться печалью и радостью.
Яркий пример общения ребёнка с воображаемым другом — история о Малыше и Карлсоне. Карлсон — это одновременно и темная, и светлая сторона Малыша, его своеобразное второе «я». На него можно свалить вину за плохое поведение, например, разбитую люстру. Карлсон также помогает Малышу стать смелее и не бояться гнева отца. Любимая фраза Карлсона «пустяки, дело житейское» учит мальчика проще относиться ко многим вещам.
В реальной жизни Малыш робок, нерешителен и одинок — родители его не понимают, брат и сестра намного старше и заняты собой. Поэтому Карлсон как будто дополняет характер Малыша теми чертами, которых у него нет, — смелостью, решительностью и беззаботностью. Одновременно с этим он вобрал в себя отрицательные качества — склонность ко лжи, лень, наглость.
Таким образом, воображаемые друзья способны отражать психологическое состояние детей и позволяют взрослым лучше понять, чего им не хватает и какие проблемы они испытывают. Как правило, воображаемые друзья появляются у детей с развитым воображением в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. К 8-9 годам «общение» с ними проходит.
Советы родителям: что делать, если ребёнок придумал себе друга?
Разумеется, родители нередко пугаются, когда дети рассказывают им о воображаемых друзьях. Для них это сигнал тревоги и недоумения — если сын или дочь общаются с кем-то, кого они не видят, то они начинают подозревать, что с психическим развитием детей что-то не в порядке. Нередко в ход идут серьезные наказания.
Воображаемый друг — это вовсе не следствие психических отклонений у детей, а всего лишь доказательство того, что их фантазия намного богаче, чем у сверстников. И, конечно же, для родителей это повод задуматься, что действительно не так с социализацией детей.
Типы воображаемых друзей, и что может стоять за их появлением:
- друг-спасатель. Детям, придумывающим себе такого друга, скорее всего, не хватает чувства безопасности, защищенности. Может быть, их обижают одноклассники или учителя. В таком случае родители должны разобраться в том, что действительно происходит с сыном или дочерью;
- друг с огромными полномочиями. Когда мальчик или девочка придумывают себе таких друзей, это означает, что в реальной жизни им не хватает самостоятельности или они страдают от чрезмерного контроля со стороны взрослых;
- друг — развлекатель. Появление такого воображаемого друга может говорить о недостатке эмоциональной близости детей со значимыми людьми. Возможно, они страдают от недостатка игр, свободного времени или чересчур загружены учебой;
- друг — любитель тайн. Появление этого друга может свидетельствовать о гиперопеке или избыточном контроле со стороны взрослых. Поэтому у детей появляется потребность в собственных тайнах и секретах;
друг, который наказывает. Наличие воображаемого друга, который любит наказывать, может быть сигналом о чувстве вины за какие-либо действия.
Когда дочь или сын сообщают взрослым о каких-то действиях воображаемого друга, то ни в коем случае не следует их за это ругать или осуждать. Необходимо более подробно расспросить о поведении друга и его внешнем виде, признавать его право на существование, при этом понимая, что это — плод детской фантазии.
Логика характера вымышленного персонажа должна помочь взрослым разобраться с тем, что на самом деле происходит в жизни детей, и все ли благополучно в их внутреннем мире. Если общение с ним слишком затягивается, то необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу.
И, наконец, вымышленные друзья исчезают сами, как только детям удается решить реальные проблемы при поддержке значимых взрослых. По мере взросления детей у них появляются новые способы решения психологических проблем. Но вполне возможно, что воображаемый друг — это просто плод богатой фантазии юного человека, обладающего более творческим мышлением по сравнению со сверстниками. Вполне возможно, что в будущем он станет детским писателем и будет придумывать друзей уже для своих детей или внуков, как Астрид Линдгрен — великая создательница образов Малыша и Карлсона.