Воображаемые друзья – это нормально? Отвечают эксперты

Статью проверил доктор медицинских наук
Диденко Владимир Андреевич

Немало родителей в один прекрасный день узнают, что их семья внезапно увеличилась. И новый член семьи – не новорожденный малыш или питомец, а вымышленный друг ребёнка. Он теперь сидит за столом и тоже не хочет кашу, собирается гулять в тапочках и играть под столом. Что это за воображаемые друзья, почему они появляются и надо ли что-то делать в таком случае? MedAboutMe узнал у экспертов.

Воображаемый друг – это нормально?

Появление такого друга – нормальное и часто встречающееся следствие развития воображения и фантазии у ребёнка. Как правило, возраст возникновения такой «дружбы» – 3-5 лет. По данным исследований, невидимые товарищи есть у 65% детей, вот только не все о них сообщают – и не всегда этот этап длится достаточно долго, чтобы родители его заметили.

Факт!

Чаще всего воображаемый друг у дошкольника – это норма, и не требует волнения или консультации у психолога.

Почему появляются воображаемые друзья?

Почему появляются воображаемые друзья?

Среди распространенных причин появления вымышленного друга у ребёнка психологи выделяют следующие:

  • Скука. Чаще всего это – причина развития воображения в сторону невидимого соратника по играм у единственного ребёнка в семье. Ему не с кем играть, и на помощь приходит фантазия. Впрочем, и в больших семьях, где разрыв в годах между детьми значительный, такое тоже бывает – вспомним хотя бы Карлсона с Малышом.
  • Хочется управлять ситуацией самому. Другие дети, включая братьев и сестер, в мечтах об идеальном друге, который всегда будет соглашаться на их предложения и поддерживать их выбор в играх, выдумывают такого товарища, получая полный контроль и удовлетворение от дружбы – хотя бы и невидимой.
  • Так веселее. Этап первого развития воображения – 2,5-3 года, и дети радуются новой способности и используют ее в различных вариантах, придумывая новые способы надевать шапку или играть в собственной компании.
  • Чтобы не наказали. Порой воображаемый друг – способ защититься от гнева взрослых в случае проступков. Это не малыш разбил чашку, нарисовал на обоях, пел песню в темной спальне.
  • Чтобы получить поддержку и справиться со стрессом. Воображаемый друг всегда посочувствует, как надо, пожалеет, поможет прожить негативные эмоции и поддержит в нежелании есть кашу.

Воображаемый друг – это хорошо?

Хотя в фильмах ужасов эти беседы с воображаемыми друзьями детей обычно ведут к тревожной развязке, на самом деле от такого «Карлсона» скорее есть польза. Не стоит думать, что ребёнок, выдумывающий себе компанию, вырастет угрюмым одиночкой. Скорее все будет наоборот.

Факт!

Наличие воображаемого друга, по словам детских психологов, часто указывает на креативность, общительность и высокий социальный интеллект.

В исследовании 2014 года (Оксфордский колледж) выявили, что воображаемый друг помогает развивать способность поставить себя на место другого, воспринимать чужую точку зрения, даже развивать эмпатию. Так что общение с «невидимками» помогает адаптации в коллективе и развитию социальных навыков!

Факт!

Именно социальные навыки общения ученые считают ключом к раннему и успешному развитию общего интеллекта у ребёнка. О том, что важно для малышей, мы рассказали в статье «Как вырастить Эйнштейна».

В другом исследовании выяснилось, что игры с воображаемыми друзьями концентрируют ребёнка на изучении внутреннего мира другого человека значительно больше, чем на внешности. Когда детей, имеющих вымышленных товарищей по играм, просили описать своих реальных друзей, они чаще рассказывали про личность и характер, чем про внешность.

Ну и еще один бонус от ученых, впрочем, вполне предсказуемый: дети с воображаемыми друзьями имеют более активное воображение. Хотя сложно сказать, где причина, а где следствие: то ли дети с креативным началом чаще придумывают себе товарищей по играм, то ли такие товарищи ускоряют развитие воображения.

Что делать, ребёнок рассказывает про воображаемого друга?

Оптимальный вариант – включить нового члена семьи в свою жизнь, подыгрывать ребёнку, но есть и ряд экспертных советов.

  • Устанавливать границы: ему точно также нельзя рисовать на обоях, а кашу есть все равно надо.
  • Насколько активно надо «включаться» в эту игру? Предоставляйте это ребёнку: не надо спрашивать, пойдет ли «Карлсон» сегодня в садик, пусть ребёнок сам про это скажет.
  • Кроме того, не разговаривайте с вымышленным существом или о нем без разрешения ребёнка. Ему важно сохранять контроль над этим плодом собственной фантазии, а попытка перехвата приведет к конфликту.
  • Не надо разрешать этому «другу» становиться источником стресса для семьи. Оставить стул свободным за столом – нормально, отбирать стул у другого, чтобы на нем посидел невидимка – нет.
  • В случае, если этот вымышленный персонаж начинает безобразничать, нужно вмешаться: напомнить обоим участникам хулиганства о правилах и рассказать ребёнку, что за плохое поведение товарища он будет отвечать сам.
  • В ситуации, когда ребёнок жалуется, что вымышленный друг его «обижает», не дает игрушку, говорит плохие слова, надо помочь: это прекрасный способ отработать навыки поведения в настоящих конфликтах в детских коллективах.

Когда пора начинать беспокоиться из-за воображаемых друзей?

Когда пора начинать беспокоиться из-за воображаемых друзей?

Все же есть ситуации, в которых воображаемый друг может указывать на наличие проблем. Вот два основных маркера, которые сообщат, что надо присмотреться к состоянию ребёнка и, возможно, обратиться к специалисту для обследования – чаще всего первым выбором будет детский психолог.

  • Как правило, ребёнок точно в курсе, что его воображаемый друг – действительно плод фантазии. Даже в том случае, когда он сообщает вам, что это совсем настоящий человек, он ведет себя иначе. Но если вдруг появляется ощущение, что ребёнок верит в реальность нового «члена семьи», возможно, нужна консультация специалиста.
  • Разумеется, надо насторожиться, если воображаемые друзья постоянно угрожают ребёнку, пытаются нанести вред, он испытывает дискомфорт от их «присутствия».
  • Еще одна ситуация, в которой надо насторожиться: ребёнок постоянно выбирает игры с воображаемым другом вместо настоящих друзей. Чаще всего дети с развитой фантазией более общительны на фоне сверстников – мы писали выше про социальный интеллект. Но если вы замечаете, что малыш раз за разом предпочитает игры в собственной компании вместо детской тусовки, надо присмотреться к социальным связям. Возможно, это признак травли в коллективе или повышенной тревожности. Об этом можно прочитать в статье «Тревожность у ребёнка: что нормально, а что нет».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 23.08.2021 18:01
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly 2018. May
Assessment and treatment of anxiety disorders in children and adolescents / Wehry AM, Beesdo-Baum K, Hennelly MM, et al. // Curr Psychiatry Rep 2015 17(7)
Anxiety disorders in children and adolescents: Need for early detection. / Bhatia MS, Goyal A. // J Postgrad Med 2018 64(2)

Читайте также

Темная сторона личности: как нарциссизм влияет на учебу?
Откуда взялись нарциссы? Влияют ли социальные сети на развитие нарциссизма или это очередной миф?
Шизофрения у детей: симптомы в зависимости от возраста
Шизофрения – это психическое расстройство, которое может возникать у детей. Как оно проявляется?
Социальные сети и здоровье детей: что скажут ученые?
Чему социальные сети могут научить ребенка, а что может навредить? Советы для родителей.
Ученые: если ругать и заставлять учиться, шансы хорошо сдать ЕГЭ невелики
Подготовка к ЕГЭ: трудное время для подростка и родителей. Советы и лайфхаки.
Страсти по ЕГЭ: как проходят экзамены в 2020-м?
Особенности организации ЕГЭ в условиях пандемии коронавируса. Как сохранить нужный настрой и не впадать в панику?
Конфликты между детьми в семье: что делать?
Ссоры между братьями и сестрами – распространенное явление. Возможно ли сделать так, чтобы дети перестали враждовать?