Угадай на ощупь, что в коробке: шишка, палка, мох, червяк? Рассказываем о системе среднего образования во Франции: как и с какого возраста учатся дети, почему высокий балл за сочинение — крайняя редкость, а старшие классы приравнены к неполному высшему образованию. Итак, где учатся дети Ротшильдов и Голициных и сколько же стоит обучение для всех и каждого во Франции?
100% трехлетних школьников
Как и во многих странах, школьное образование во Франции начинается с раннего возраста: в 3 года ребёнок идет в детский сад, который является частью школы. Можно пойти с двухлетнего возраста, и 17% семей пользуются этой опцией. А вот среди детей 3-6 лет все 100% посещают «école maternelle», «материнскую школу», хотя данный этап не является обязательным для французов.
Отчет об успеваемости маленького школьника родители получают в конце каждой четверти. Что входит в спектр предметов для малышей?
- Навыки самовыражения.
- Изучение окружающего мира в теории и на практике.
- Подготовка к школьным правилам, принятие статуса ученика.
- Развитие языковых навыков, подготовка к начальному письму.
- Развитие воображения, чувств, креатива, навыков восприятия.
Например, на выездных занятиях в «школьный сад», специально огороженную территорию, дети учатся слушать окружающие звуки с закрытыми глазами, а потом рисовать услышанное. Можно и нужно наблюдать за природой: на деревьях живут птицы, в кустах насекомые, в траве улитки и червяки. Некоторых можно трогать, а вот ходить надо по специальным тропинкам: навыки бережного отношения к природе воспитываются с детства.
Государственные школы во Франции бесплатны, родители закупают только мелкую канцелярию и спортивную форму. Тетради, учебники, замена окон в классных комнатах и покупка парт обеспечиваются системой образования: 6% ежегодного валового дохода страны тратится на обязательную для всех детей 6-15 лет школьную программу.
Начальная школа: хотите ли вы перейти в следующий класс?
Этот этап обязателен для всех. Можно выбирать обучение в школе или на дому, посещать государственное учебное заведение, частное, работающее по контракту с Министерством Образования, или полностью отдельную школу со своей программой. Но не учиться нельзя.
Государственные школы, которых во Франции большинство — около 80%, учат детей бесплатно. Ластики, карандаши, ручки и экскурсии — за счет родителей, остальное уже оплачено, нет нужды собирать деньги с класса и закупать учебники на всех подешевле.
Также нет традиций дарить что-то учителям на 1 сентября, Новый год, окончание учебного года. Наоборот, в большинстве школ администрация готовит мини-презенты детям по различным поводам, а школьные выпускные и праздники заменяют mardi gras, мероприятия-ярмарки, выставки по разным поводам.
Частные школы могут следовать государственной программе образования или полностью от нее отклоняться: первый вид содержится частично за счет контракта с МинОбразования, второй — на полном обеспечении со стороны родителей. В полностью частных школах может быть сильно выражен религиозный уклон или национальные аспекты, не все выпускники таких заведений имеют возможность получить высшее образование. Зато некоторые частные школы могут похвастаться учениками из семей Ротшильдов, Голицыных, Габсбургов, и условия обучения соответствуют фамилиям. Так, Ecole des Roches, школа-пансион со стоимостью обучения от 15 000 евро в год, является частью ЮНЕСКО. Учебные заведения могут располагаться в поместьях 18-19 веков и иметь «пришкольный двор» размером в десятки гектаров. Уровень образования соответствует высшим стандартам.
Классическая школьная программа в обычных и полу-частных школах предполагает подразделение обучения на начальный и средний этап, причем поступает ребёнок сразу в 11 класс школы, и начинается обратный отсчет. Первые 5 лет изучают общие предметы по следующим направлениям:
- речь, чтение, письмо на французском языке;
- математические навыки;
- обучение «жить вместе», общаться, высказываться, решать конфликтные ситуации как в теории, так и на практике;
- познание окружающей среды и мира;
- художественные предметы: изучение и самовыражение.
Домашние задания практически отсутствуют: школа для труда, дом — для отдыха. В течение учебного дня, обычно с 8:30 до 16:30, есть мини-перемены для перемещений между классами, 2 перемены по 15-20 минут для отдыха и большой обеденный перерыв в 1,5-2 часа: можно питаться в школе (средний обед в формате шведского стола обходится в 1,5-2 евро) или сходить домой.
В большинстве школ не приветствуется нахождение внутри здания во время перемен без необходимости, а также использование всевозможных гаджетов: телефонов, планшетов — их могут изъять на сутки. Во время перемен надо гулять и двигаться, для организации такого досуга в школах существуют специальные команды la vie scolaire («жизнь школы»). Несколько молодых специалистов, которых у нас назвали бы «педагогами продленного дня», организуют игры, спортивные соревнования, внеклассную деятельность, а также помогают отыскивать потерянное, решать конфликты и отслеживать пропуски уроков.
Отметки в начальной школе ставят буквенные: A, B, C, D, E. Но плохие отметки — не повод для паники.
Когда после переезда во Францию я увидела в табеле дочери отметки на уровне наших «двоек» и «троек», то забила тревогу: надо что-то делать, дополнительно заниматься, искать репетитора! Но мои французские коллеги совсем не понимали причины для паники, а преподаватели начали объяснять, что это не показатель уровня знаний, а оценка этапа, на котором сейчас находится ученик. Низкий балл означает, что для освоения данных тем ребёнку нужно больше времени, и ничего больше. Если нужно — на индивидуальных уроках в течение учебного дня дочь будет заниматься по отдельным предметам. А для изучения французского нам выделят государственного репетитора за 5 (пять!) евро в год. Я была приятно шокирована таким подходом.
Но окончательно мы поверили в благожелательный настрой сотрудников системы образования, когда выяснилось, что в конце учебного года школы рассылают родителям письма с предложением перейти в следующий класс. Хочешь — иди, хочешь — оставайся в том же классе, насильно никто никуда не отправит. Даже неуспевающий ребёнок может перейти в следующий класс, а отличник — остаться на второй год, если родители сочтут это необходимым: надо просто поставить галочку в нужном месте.
Сейчас самой страшной угрозой для дочери является предложение вернуть ее в Москву учиться. Это, я считаю, высшее достижение системы образования французов.
По окончании начальной школы все ученики без экзаменов имеют возможность перейти на средний этап или остаться поучиться еще. При этом средняя школа называется колледжем: в следующие 4 года ученики начинают специализироваться по различным направлениям, а по окончании учебы могут распрощаться со школой и идти работать или продолжать образование в лицее, а затем в ВУЗе.
Колледж: экзамены ни на что не влияют
Четырехлетнее обучение в колледже или средних классах по российской системе разделяется на три цикла. Первый — адаптационный, закрепление и систематизация знаний, полученных в начальных классах, начало изучения первого иностранного языка, подготовка к самостоятельному образованию.
Второй цикл — двухлетний, дети 12-14 лет углубляют полученные знания, начинают изучать физику, химию и имеют возможность уже сейчас выбрать направление будущей профессиональной деятельности и получать первичные навыки. Можно выбрать дополнительное изучение второго иностранного языка, биологию, литературу, латынь.
Третий цикл, выпускной класс колледжа, завершает среднее образование. В этот год ученик должен выбрать направление: общее, техническое или профессиональную специализацию в зависимости от планов на будущее. В течение этого года от 3 до 6 учебных часов в неделю посвящаются выбранным предметам в соответствии с направлениями. Можно выбрать, к примеру, древнегреческий язык или углубленную физику с математикой.
Отметки выставляются по 20-балльной системе и могут быть уточнены, например, 13,5 баллов, что дает большой простор для учета всех особенностей выполненной работы: есть большая разница между работой с самостоятельными исправлениями и незамеченными ошибками, и у французских школьников она учитывается, а в России ограничивается отметкой «4».
По итогам каждого триместра родители получают табель со средним баллом по каждому предмету у ребёнка, его предыдущему результату для отслеживания динамики и показателями средних оценок по классу для сравнения. Родители-иностранцы нередко бывают шокированы тем, что 20 баллов — совсем не пятерка с плюсом. Нашей «пятерке» соответствуют 13-16 баллов, все, что свыше — показатель неординарности и одаренности ребёнка. Некоторые французские учителя в течение всей школьной карьеры могут поставить всего пару отметок выше 18: ученик действительно должен поразить педагога яркой работой.
Однако и низкие отметки не приводят к клейму «двоечника»: уровень подготовки оценивается в комплексе и никак не влияет на характеристику личности ребёнка. Это поддерживает мотивацию к дальнейшей учебе.
По окончании французского колледжа все ученики сдают экзамены по изученным предметам и получают диплом о среднем образовании. При этом отметки за экзамены никак не учитываются при переводе на следующий этап — лицей.
Лицей: старшие классы как часть высшего образования
На оплату образовательного процесса в лицеях Франция тратит 30% всех финансов, идущих на обучение, или почти 2% валового национального дохода. Это значительная сумма, особенно если учитывать, что обучение в лицеях, также, как и в старших классах российских школ, не является обязательным. По окончании колледжа в 15 лет подростки могут перейти в лицеи разных направлений: общего и технологического, дающих право после 3 лет учебы на поступление в ВУЗы и приравнивающихся к неполному высшему образованию (бакалавриату), или профессиональный лицей, аналог нашего ПТУ, где учатся 2 года.
Институты и университеты доступны только молодым бакалаврам при условии успешно сданных экзаменов по окончании лицейской стадии школьного образования. При этом сдать выпускные тесты и получить проходной балл могут около 80% учеников, остальные получают диплом об образовании без степени бакалавриата.
Может показаться, что жизнь школьника во Франции наполнена соревнованиями, переменами и вкусными обедами без выраженной мотивации к получению хороших отметок. И отчасти это действительно так. Но стоит учитывать, что большинство учеников с младших классов неплохо представляют себе, кем хотят стать в будущем и следуют выбранной программе, что обеспечивает детям возможность учиться без ненужной гонки за отметками, а стране — значительный процент совпадений выбранной молодежью профессии и последующего места работы. Шанс встретить в булочной продавца с дипломом врача или пригласить домой строителя с высшим художественным образованием весьма незначителен.