07.09.2017 3889

«Не пойду в школу!» Подростки и школьная депрессия

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

1 Сентября — День знаний, праздничное, торжественное событие для первоклассников, да и для большинства младших школьников — долгожданный день встречи с друзьями. Хотя уже в начальной школе дети начинают тревожиться и опасаться начала занятий: оправдают ли они надежды родителей, смогут ли хорошо учиться, найдут ли новых приятелей и не рассорятся ли с имеющимися? В подростковом возрасте, особенно, если уже есть негативный опыт контакта с образовательной системой, проблемы обостряются. Школьная тревожность у подростков может перерастать в депрессию и отказ от посещения занятий. Почему возникают школьные неврозы и как распознать симптомы заранее?

Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?

Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?

Какими бы незначительными на взгляд взрослых казались проблемы подросткового возраста, они могут значительно влиять на самочувствие, мотивацию и здоровье детей в целом. Вспоминая свои переживания об учебных или личных неудачах, родители отлично понимают, насколько мимолетными и несущественными оказались в итоге двойки и пропущенные свидания. А вот о том, как важно было достижение желанной встречи или каким сильным был страх перед контрольной — забывают. А также уже не помнят, насколько причудливой была логика, как выстраивались причинно-следственные цепочки в детском возрасте.

Кажется, что подростки — не самые сложные существа для понимания, мы все там были. Однако не стоит относиться снисходительно, любой человек, даже еще несовершеннолетний, проживает свою жизнь здесь и сейчас, и его сиюминутные сложности отражаются на настоящем и будущем.

Какие же самые распространенные причины кроются под нежеланием идти в школу в подростковом возрасте?

Социальный статус

Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного периода, характеризуется особой чувствительностью к межличностным отношениям. Подростки исключительно сенситивны к социальному статусу — личному и групповому. Хотя дома тинейджер провозглашает себя взрослым и независимым, он нуждается в признании группы сверстников, принадлежности к определенным социальным кластерам. Если признания одноклассников, той группы, с которой он проводит наибольшую часть социальной активности, нет, это в большинстве случаев значительно влияет на самооценку, самочувствие подростка и может приводить к депрессии.

Младшие подростки не так чувствительны к межполовым отношениям, а вот несколько старший возраст уже выраженно реагирует на отсутствие взаимности со стороны милого сердцу сверстника. И этот фактор тоже влияет и на самочувствие, и на социальный статус ученика.

Школьные отметки

Несмотря на то, что большинство родителей не самых успешных учеников считает, что их подростки совершенно не интересуются учебой и не переживают из-за очередной двойки, это практически никогда не соответствует действительности. Школьные отметки — тоже фактор, влияющий как на самооценку, так и на статус в классе. Пусть показное равнодушие школьника не обманывает: не переживают из-за плохой успеваемости и не радуются хорошим отметкам крайне редкие в наших школах экземпляры.

Семья как стрессогенный фактор

Проблемы мира взрослых, ссоры, переживания, даже тщательно скрываемые от ребенка, влияют на его ощущение безопасности. Хотя подростки и пытаются дистанцировать себя от родителей, семья для них по-прежнему — основа мироздания. Конфликты взрослых между собой или родителя и ребенка могут стать фактором развития депрессии. Это особенно сложно понять, так как подростковый возраст — время максимализмов, показного отрицания ценности и авторитета родителей в сочетании с повышенной потребностью в корректном руководстве и уязвимостью психики.

Если ребенок категорически не желает идти в школу после каникул, стоит задуматься и тщательно проанализировать: чем так прекрасна внеучебная жизнь и ужасна школа? При этом надо помнить, что лень, которую в качестве основной причины приводят многие родители, это не изначальный свойство человека, а следствие негативных процессов. Ребенку может быть тяжело учиться из-за недостаточного базиса знаний, из-за отношения сверстников, учителей, из-за гнетущих проблем дома или из-за развития депрессии на фоне влияния этих факторов.

Проявления депрессии у школьников

Проявления депрессии у школьников

Депрессия может развиться в любом возрасте, и это не сиюминутное плохое настроение или каприз. При формировании депрессивного состояния даже взрослому практически невозможно «взять себя в руки» и заняться саморегуляцией. Подростки — одна из наиболее уязвимых возрастных групп.

Пик подростковых депрессий приходится на старшие классы, причем девочки подвержены ей сильнее мальчиков. Эта тенденция достаточно молода: раньше соотношение полов среди подростков с депрессией было достаточно сбалансированным, однако в последние годы и изменение роли женщины в обществе, и требования к ней со стороны средств массовой информации вызвали значительный рост тревожности у девушек.

Что относят к проявлениям депрессии в подростковом возрасте? Большинство симптомов можно заметить самостоятельно, в их число входят:

  • замкнутость, нежелание разговаривать, причем не только с родителями при прямом контакте, но и с друзьями, знакомыми в соцсетях, по телефону, в мессенджерах;
  • трудности концентрации: рассеянность, невозможность сосредоточиться даже на простых и привычных действиях приводят к забывчивости, длительному времени над домашним заданием, неспособности вовремя и правильно собрать учебники и спортивную форму на завтра, купить хлеб по дороге из школы и так далее;
  • изменения аппетита. Хотя подростки и так склонны к различным колебаниям вкусовых предпочтений, но во время депрессии они принимают длительный и устойчивый характер. Чаще при депрессиях аппетит снижается, но может и значительно усиливаться;
  • проблемы со сном: сложности с засыпанием, прерывистый сон, ранний подъем и невозможность заснуть после;
  • общее самочувствие: жалобы на усталость, головные боли, спазмы в желудке, мышцах, суставах, общее ощущение разбитости и отсутствия жизненных сил при полном соматическом здоровье — так тоже может проявляться депрессия;
  • чувство вины, снижение самооценки можно определить как по нежеланию совершать активные действия, особенно связанные с соревнованиями или оценкой деятельности результатов, так и по высказываниям ребенка.

Стоит помнить, что окончательно диагностировать депрессию может только специалист, он же определяет необходимость и методы терапии. Однако внимательное отношение к ребенку, поддержка и участие — часть лечения при любом диагнозе и необходимая составляющая отношений при отсутствии каких-либо заболеваний.

Профилактика депрессий подросткового возраста

Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит