Игры, развивающие мелкую моторику, стимулируют развитие речевого отдела головного мозга, поэтому предлагать их ребёнку стоит как можно раньше. Малышу, который еще не может играть, можно делать пальчиковый массаж. При этом приговаривайте ему соответствующие детские стишки, вызывая положительные эмоции.
Давайте ребёнку в руки игрушки и предметы с разными поверхностями, он научится их удерживать. Называйте малышу их качества: «гладкий мячик», «пушистый зайчик» или «мокрая уточка».
Огромное удовольствие и большую пользу ребёнку такого возраста доставит процесс комканья и рвания бумаги. Выберите безопасную, которая при этом будет звонко шуршать.
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте
Начиная с 10 месяцев, малышу можно предлагать простые игрушки и игры, развивающие мелкую моторику. Увлекательными в этом возрасте занятиями и предметами станут:
- Матрешки и пирамидки. Ребёнок быстро научится их разбирать, а затем и собирать (сначала с помощью родителей). Поощряйте юного первооткрывателя похвалами и все время комментируйте формы и цвета деталей: «А теперь большое зеленое колечко».
- В глубокую мисочку насыпьте крупу (гречку, рис или горох), пусть малыш поиграет в ней ручками. Позже можно дать ему ложку — покопать или пересыпать крупу в баночку. Усложните задание — закопайте в крупу небольшую игрушку. Пусть малыш ее найдет. Похвалите его независимо от результата.
- Рисуем на подносе. Вашему ребёнку уже год? Пора проявлять его таланты. Возьмите поднос и насыпьте в него манки. Распределите равномерно по поверхности. Покажите юному художнику, как пальчиком можно рисовать солнышко, цветочек и т. д.
- Для первого шедевра подойдут пальчиковые краски. Мама и папа подготовят солнышко и облако, а травку и дождик ребёнок сделает сам. Скажите, как вы им гордитесь.
В 2,5-3 года приобретите игры, развивающие моторику: мозаику, пластилин, шнуровки Марии Монтессори, разработанные с учетом психологии ребёнка, чтобы в легкой ненавязчивой форме учиться сложным процессам. Такие занятия еще и помогают ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху) и развивают творческое воображение.
Пожалуй, самое практичное использование мелкой моторики — застегивать на одежде пуговицы, а на обуви завязывать шнурки. К школьной жизни ваш ребёнок будет готов и физически, и по уровню умственного развития.
Развитие моторики у старших детей
С возрастом школьников растут и их нагрузки. И здесь игры придут на помощь. Развитие детей в игровой форме будет более органичным. Особой популярностью пользуются различные конструкторы (Lego с мелкими деталями, металлические наборы с винтиками и гайками), мелкие пазлы и игры, наборы для творчества (девочки оценят изготовление бус, браслетов и других украшений).
Во что поиграть со школьником:
- «Дженга». Из деревянных брусков постройте башню. Из ее основания аккуратно вытягивайте детали и продолжайте достраивать сооружение. Проиграл тот, из-за кого башня рухнула.
- Картина на стекле. На кусок оргстекла прикрепите кальку с рисунком. Маленькими цветными шариками из пластилина выложите на стекле сначала контур рисунка, а затем «раскрасьте» оставшуюся часть. Полюбуйтесь, как красиво!