Мелкая моторика – сочетание скоординированных действий, направленных на совершение точных мелких движений пальцами и кистями рук и ног. По мнению ученых, опубликовавших данные своих исследований в Canadian Journal of Occupational Therapy, нарушением моторики страдает от 5 до 6% всех детей школьного возраста. Очень важно развивать мелкую моторику рук у детей, так как это неразрывно связано с формированием речи, когнитивных функций, не зря педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Есть специальные игры, развивающие моторику рук и помогающие в развитии малыша.
По данным National Institute on Deafness and Other Communication Disorders (NIDCD), активным временем для изучения речи и языка являются первые 3 года жизни, поэтому так важно начать развивать мелкую моторику у малыша с самого раннего возраста.
Что внутри?
Необходимо найти непрозрачный мешочек или любую другую подходящую тару и сложить в нее самые разные предметы – что-то из игрушек ребёнка, кубики, какие-то палочки, пластиковые элементы. Можно добавить туда макаронные изделия, что-то из своих личных вещей. Лучше, если предметы будут иметь разную форму, вес, размер, текстуру. Попросить ребёнка закрыть глаза и вытаскивать предметы из мешочка по одному, ощупывая их пальцами и пытаясь определить, что перед ним. Отличная игра, которая не требует каких-то денежных затрат и всегда получается разной.
Какой сюрприз приготовила мама?
Игры, развивающие моторику ребёнка, можно организовать самостоятельно, если приобрести в магазине с десяток различных мелких сувениров типа брелоков на ключи, магнитов на холодильник и маленьких игрушек. Завернуть каждый в бумагу, но лучше, если она будет разной текстуры – газета, журнал, пекарская бумага, фольга, салфетки, гофрокартон, обои и т. д. Можно даже обернуть каждый предмет в несколько слоев. Предложить ребёнку развернуть их и увидеть, какой сюрприз прячется внутри.
«Золушка»
Игры, развивающие мелкую моторику рук, очень похожи на то, чем приходилось заниматься Золушке. Пусть малыш тоже немного побудет в ее роли и попробует рассортировать по отдельным тарелкам то, что мама смешала в одной емкости. Традиционно для этого используются различные виды круп, бобовые, орехи, макаронные изделия. Однако ребёнка лучше не оставлять одного, так как мелкие предметы представляют опасность для маленьких детей, стремящихся все попробовать на вкус, а то еще и в нос засунуть.
Игра с пипеткой
Развитие моторики рук ребёнка дошкольного возраста можно «взять в свои руки», но эта игра больше подходит малышам постарше, тем, кто достиг четырехлетнего возраста. Все, что необходимо сделать – вооружиться пипеткой с водой, блоком от конструктора типа «Лего» и заполнить каждую отдельную выемку жидкостью. Задача – добавить максимальное количество воды, чтобы получилась «горка», но стараться при этом ничего не пролить.
Подбери нужную
Если у мамы принято хранить оставшиеся после применения лекарств, косметики и средств гигиены пузырьки, она может использовать их для развития мелкой моторики у своего чада. Необходимо открутить у тюбиков крышки и перемешать их в отдельной емкости. В другую сложить сами пузырьки. Предложить малышу подобрать «ключик» к каждому тюбику, то есть найти предназначенную для него крышечку.
«Ловись, рыбка, большая и маленькая»
Маленькие дети очень любят игры с водой, не зря придумано столько игрушек для купания. Если малыша снова и снова тянет в ванную, можно предложить ему поиграть в рыбака. Наполнить ванну или тазик водой. Не обязательно целиком заполнять резервуар. Достаточно налить столько, чтобы в ней свободно плавали различные предметы – пластиковые крышки, резиновые игрушки, всевозможные баночки, детали от конструктора и пр. Задача малыша – вылавливать их с помощью ковшика, а лучше ложки.
Вот такие игры, организованные родителями, могут внести свою лепту в дело развития мелкой моторики рук у малыша.