Совсем избаловали: как распознать избалованного ребенка и что делать

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Воспитание детей — такое сложное дело, что иногда трудно понять грань между безграничной любовью и слепым обожанием, между чрезмерной опекой и разумным беспокойством, между стремлением дать малышу счастливое детство и вседозволенностью. То есть со стороны в этом случае действительно виднее. А как самому родителю научиться распознавать свои ошибки в воспитании? И как исправлять их, когда ребёнок уже избалован и не хочет «перевоспитываться»?

Попробуем вместе с MedAboutMe найти верную дорогу.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?

Как можно «испортить» ребёнка?

Как можно «испортить» ребёнка?

Хотя этот грубый термин до сих пор иногда применяется, он заставляет экспертов по воспитанию детей горестно качать головой. Ребёнок — не картошка и не йогурт, чтобы испортиться и прийти в негодность. Огрехи в воспитании могут негативно повлиять на его поведение, но сам малыш остается при этом нормальным. Портятся только нервы у родителей и окружающих, для которых избалованный ребёнок становится сущим испытанием. И наказанием за воспитательные ошибки.

Более того: психологи убеждены, что маленького ребёнка испортить вообще невозможно.

Комментарий эксперта
Дэвид Элкинд, детский психолог

Младенец кричит и плачет, когда в чем-то нуждается, когда дает взрослым сигнал о том, что с ним не все в порядке. Это единственный способ малыша привлечь внимание к своей проблеме. Никакой манипуляции в таком поведении ребёнка нет и быть не может.

Маленький ребёнок нуждается в самых простых, базовых вещах: в пище, тепле, ласке и чувстве безопасности. В сне и сухих штанишках. В прикосновении материнских рук и в покое, который он может почувствовать только находясь в окружении родителей и любящих близких.

Если родители быстро реагируют на плач младенца, удовлетворяют его потребности, не заставляя малыша кричать и кричать, такие дети уже к первому своему дню рождения становятся более счастливыми и уверенными в себе. Ребёнок привыкает к тому, что он в безопасности, может доверять этому миру, потому что родители всегда рядом и готовы поддержать, защитить и просто обнять.

Но в более старшем возрасте избаловать ребёнка и испортить его характер уже вполне можно.​

Ребёнок, которому все можно

Понять родителей, которые стремятся дать ребёнку все самое лучшее и даже больше, довольно легко. Труднее бывает самим родителям усвоить простую вещь: отсутствие рамок и запретов не идет малышу на пользу. 

Вседозволенность не делает ребёнка свободнее, как можно подумать. Наоборот: существование твердых границ возможного и дозволенного делает мир более понятным для ребёнка, а значит — и более безопасным. 

Да, малыш обязательно будет проверять установленные границы на прочность и податливость, скандалить и требовать, и даже устраивать истерики, особенно в определенные периоды развития личности. Но любящий родитель не поддается на провокации. Именно из-за любви к своему чаду и стремления воспитать его сильной и цельной личностью. А истерики — это просто этап в развитии ребёнка. Через него проходят все.

Как же понять, что ребёнок уже избалован?

Признаки избалованности: родителям на заметку

Признаки избалованности: родителям на заметку

Дети могут капризничать и плакать, шалить и безобразничать (хотя на самом деле просто играть или исследовать окружающий мир разрушительными способами). Если когда-нибудь появится ребёнок, который всегда ведет себя идеально, на него съедутся поглазеть все родители мира, на чудо это чудесное. То есть периодические проблемы в поведении — дело естественное и понятное.

Об избалованности говорят случаи, которые повторяются раз за разом, причем когда поведение может не соответствовать возрастному развитию и проявлять явные признаки манипулятивности.

Пример: отказ от приготовленной еды.

У ребёнка, как и у взрослого, могут быть свои предпочтения в пище, любимые и нелюбимые продукты. Если иногда малыш не хочет есть приготовленный завтрак или обед, это нормально. Случается со всяким. И вовсе не обязательно стараться вылезти из кожи вон в попытках накормить его любой ценой, лишь бы поел. От пропуска одного приема пищи ничего не случится.

Гораздо хуже заставлять малыша есть и кормить его насильно. Это может привести к проблемам с пищевым поведением в последующие годы, которые принесут гораздо больше неприятностей ребёнку, чем пропуск завтрака или обеда.

Неправильно и стараться непременно угодить малышу, подавая ему все новые и новые лакомства, «танцуя с бубном, песнями и плясками» вокруг него, лишь бы он смилостивился и проглотил «ложечку за папу, ложечку за маму и ложечку за котика». Это дает ребёнку почву для последующих манипуляций. В результате он может начать каждый раз требовать «танцев с бубном», или соглашаться питаться только конфетами и печеньками.

Факт

В Великобритании был случай, когда девочка Джессика до 6 лет питалась одними только куриными наггетсами, потому что боялась любой другой пищи и отказывалась ее есть. 

Когда в раннем детстве ее отняли от груди, малышка ела то же, что и другие дети, но потом попробовала наггетсы и стала требовать только их. Родители не возражали. В результате к шести годам Джессика приобрела расстройство избирательного питания: любая другая пища вызывала у нее страх. 

Справиться с проблемой удалось только после вмешательства гипнотерапевта. Джессика смогла преодолеть страх перед новыми продуктами, хотя родители до сих пор поощряют ее согласие попробовать новую пищу специальными наклейками, чтобы поддерживать интерес девочки к пищевому разнообразию.

Истерики и показательные скандалы — еще один из признаков избалованности. Для маленького ребёнка они достаточно нормальны: это один из этапов развития, попытка «прогнуть под себя изменчивый мир», проба установленных взрослыми границ на прочность. 

Но когда в яростную истерику впадает шестилетка, не получивший желаемого, это не соответствует возрасту и является манипуляцией избалованного ребёнка. В этом возрасте дети уже должны понимать, что мир крутится не вокруг них, что можно не все, что хочется, и принимают это спокойно.

Такое происходит порой с детьми, которые не знают ни в чем отказа. Родители горят желанием дать своим детям все, что только они захотят, по первому слову. Но ребёнок просто перестает получать от всего удовольствие. Когда нечего хотеть, не к чему стремиться, скандал на ровном месте становится одним из немногих развлечений и способом «наказать» взрослых, у которых больше нечем развлекать свое избалованное чадо.

Зависимость от родителей — еще одна сторона избалованности. Это случается с детьми, родители которых склонны к гиперопеке

Стремление постоянно укрывать малыша от окружающего мира, держать его «под крылом», может стать дурной услугой ребёнку и самим себе. Малыш может требовать постоянного присутствия родителей, не отпускать их от себя ни на шаг. Он впадает в истерику, если его оставляют на несколько часов с бабушкой или няней, не может заснуть один, отказывается идти в детский сад и в школу без мамы. 

Находятся даже родители, которым такое положение вещей втайне нравится, они притворно сетуют на подобную привязанность ребёнка и его избалованность вниманием. Но на самом деле это большая проблема, с которой обязательно придется справляться. Потому что дети растут, и им решительно необходимо научиться чувствовать себя комфортно за пределами детской, в обществе других людей и даже в одиночестве. То, что естественно для грудничка, полностью зависящего от матери и отца, в более позднем возрасте становится признаком проблем с поведением и ошибок в воспитании.

Дети должны взаимодействовать с окружающим миром, используя способы передачи мыслей и чувств, соответствующие возрасту.

Как вырастить ребёнка, не избаловав его чрезмерно?

Комментарий эксперта
Вот что советует Питер Горски, педиатр, директор Lawton and Rhea Chiles Center for Healthy Mothers and Babies

С самого раннего возраста устанавливайте для ребёнка границы в поведении, чтобы он хорошо понимал разницу между «можно» и «нельзя». Начать можно с незыблемых правил безопасного поведения, в этом отношении границы устанавливаются раз и навсегда, неколебимо и однозначно. Это то, что нельзя всегда.

  • Не прикасаться к горячей плите и утюгу.
  • Не совать гвозди и пальцы в электрическую розетку.
  • Не выбегать на дорогу.
  • Не залезать на подоконник с ногами и т. д.

Подкрепляйте положительными стимулами каждое проявление желательного поведения: вежливость, дружелюбие, попытки помочь, поделиться чем-то с окружающими, старание научиться чему-либо, овладеть новыми навыками. При этом вовсе не обязательно наказывать за нежелательное поведение. Достаточно высказать неодобрение, и объяснить, почему ваша реакция именно такова.

Говорите с детьми об их поведении, но без ругани и «давления авторитетом», иначе ребёнок может просто замкнуться и перестать реагировать на ваши слова. Объясняйте, дети не табуретки, они все понимают, хотя и не всегда с первого раза. Предлагайте решать проблемы с поведением вместе. Спрашивайте ребёнка, как он сам видит ситуацию, что он сам сделал бы на месте взрослого. Предложите ребёнку самому разобраться в том, почему он ведет себя так, а не иначе. Возможно, он и сам этого не понимает, а размышления помогут ему разобраться в себе.

Не теряйте самообладания из-за плохого поведения ребёнка. Если вы, взрослый, теряете контроль над собой, как вы можете требовать самоконтроля от детей?

Будьте всегда последовательны и честны с детьми. Если сказали что-то — выполняйте. Это касается как поощрений, так и наказаний. Если вы обещали, что будете наказывать не за поступки, а за вранье — сдержите обещание, и не наказывайте, если ребёнок честно признался в проступке. Даже если он испортил что-то очень дорогое и ценное. Если сказали, что определенное поведение и поступки повлекут за собой конкретные последствия — делайте так, как сказали. Даже если к тому времени вы уже считаете эти последствия слишком строгими и не вполне уместными. Иначе ваши слова ничего не будут стоить, и никто им не будет верить. Ваши действия и слова — часть тех самых границ, внутри которых ребёнок чувствует себя уверенно. ​

Если ребёнок, которому все позволено, начинает вести себя плохо, это не признак его испорченности, это крик о помощи. Когда родители дают детям слишком много свободы и убирают все рамки, это выбивает у маленького человека из под ног твердую почву. Он просто не знает, что делать с избытком свободы, ему такая ноша не по силам. Дайте ему с раннего возраста ощущение и понимание границ, и раздвигайте из по мере взросления. Только так можно воспитать уверенного в себе, свободного и социализированного человека.


Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Сыворотки для лица: 8 правил использования

Сыворотками для лица нужно пользоваться, соблюдая важные правила. Только тогда косметика принесет коже пользу.

Врач-проктолог: оперироваться можно и нужно в то время года, когда возникла необходимость

Почему важно не откладывать решение об операции вне зависимости от сезона, настроения и других факторов: объясняет врач

Как сегодня фарминдустрия обеспечивает национальную лекарственную безопасность: отвечают эксперты

Как обеспечить фармакологию активными фармацевтическими субстанциями?

Аденома простаты без операции

Высокая вероятность хирургического вмешательства при аденоме простаты страшит многих мужчин. Однако не всегда этот диагноз – показатель для операции.

Центр управления здоровьем: современный подход

Как в современном центре здоровья с новейшим европейским оборудованием и технологиями, раскрывают физический и ментальный потенциалы человека и восстанавливают ресурсы организма для повышения качества жизни.

Газированная минеральная вода при беременности: какая минералка помогает снять симптомы токсикоза?

От тошноты и токсикоза: что пить, чтобы чувствовать себя лучше?
Опубликовано 14.01.2021 14:44
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Некоторые психолого-педагогические проблемы семейного и школьного воспитания и оптимальные способы их решения / Камолова М.Т. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016
Overprotective parenting and child anxiety: the role of co-occurring child behavior problems. / Gere MK, Villa.bø MA, Torgersen S, Kendall PC // J Anxiety Disord 2012

Читайте также

Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев и его особенности
Развитие малышей: особенности новорожденных, основные этапы и их сроки. Как помочь ребенку развиваться правильно?
Не правша и не левша: амбидекстрия у ребенка – это хорошо или плохо?
Что надо знать о двурукости: бонусы и минусы, особенности и опасности амбидекстрии.
Капризы или скачок развития? 10 кризисов младенца
Гид по кризисным этапам в развитии детей до полутора лет: что они делают с ребенком (и с родителями).
Развитие ребенка в 6 месяцев: что пора уметь?
Что пора уметь малышу после полугода: основные навыки и умения.
Как и когда дети начинают ползать: стили, сроки и советы родителям
В 6 месяцев, после года или совсем никогда: почему все это считают нормой и что именно называют «ползать»?
Детские рисунки на тему ЗОЖ: закрепляем полученные знания
Ребенку задали нарисовать рисунок на тему ЗОЖ? Это отличная возможность для формирования нужных навыков.