Если вашему малышу два года или скоро исполнится, скорее всего, ваш дом наполнен смехом, непонятными требованиями и постоянной болтовнёй. Возможно, ваш малыш просит «ещё банан» или называет каждую собаку, которую видит на прогулке. Или, может быть, он всё ещё использует в основном жесты и несколько любимых слов. В любом случае, вы, как и все родители, задаётесь вопросом: что такое «нормальная» речь для двухлетнего ребёнка?
Хорошие новости: в этом возрасте развитие речи может очень и очень отличаться. Поэтому, прежде чем беспокоиться о том, сколько слов говорит ребёнок вашей подруги, давайте разберёмся, как обычно выглядит речь и язык в 2 года, а также несколько признаков того, что пора обратиться к специалистам.
Сколько слов должен говорить ребёнок в 2 года?
К тому времени, как на праздничном торте зажигают две свечки, в словарном запасе большинства малышей уже содержится не менее 50 полных слов, а многие уже умеют сочетать два или более слов в короткие фразы, например, «дай молока» или «идём в парк».
Но вот в чём загвоздка: диапазон «нормы» огромен. Некоторые двухлетние дети произносят около 100 или даже 300 слов, в то время как другие ещё только разогревают свои речевые механизмы — и всё это может быть совершенно нормально!
Более того, масштабные исследования словарного запаса малышей показывают, насколько широк этот диапазон. Проект Стэнфордского университета Wordbank, собирающий данные у тысяч детей, обнаружил, что в среднем двухлетний ребёнок произносит от 200 до 300 слов.
Важно: ав-ав про собаку или «ка» про качели тоже считаются за слова!
Самое главное — не достичь волшебной цифры, а видеть, как ваш ребёнок развивается, пробует новые слова и стремится к их комбинированию. Это и есть та самая «золотая середина», к которой надо стремиться.
Какие слова используют двухлетние дети?
К этому возрасту малыш обычно уже использует слова для обозначения любимых вещей и людей: «мяч», «мама», «машина», «сок». Но он также начинает выражать чувства и потребности: «моё», «нет», «не хочу!» («Нет» — самое распространённое слово у двухлеток!).
Вы скорее всего уже слышите, как ребёнок смешивает и сопоставляет слова: «Папа, иди есть», «ещё сказка» или «я сам хочу!». Эти простые фразы имеют большое значение: они показывают, что малыш начинает понимать грамматику, даже если правила ещё не совсем усвоились.
И да, эти слова могут быть забавными произведениями в процессе обучения. «Вава» для воды, «нана» для банана — всё это часть процесса обучения. Речевой аппарат ещё только учится произносить все эти звуки.
И исследования канадских учёных показывают: речь двухлетних детей понятная многие взрослым лишь на 50%. Даже если вам приходится всё время догадываться, что же хочет ребёнок, это всё равно общение.
Исследование учёных из Университета Калгари выявило, что на развитие речи влияют как биологические, так средовые факторы: пол, вес ребёнка при рождении, доход семьи, уровень образования матери, основной язык общения дома и факторы перинатального здоровья
Как малыши общаются без слов?
Двухлетние дети, возможно, и прибавляют новые слова каждый день, но всё ещё полагаются на язык тела, мимику, тон и жесты, чтобы донести свою мысль. Они могут указывать, ныть, тянуть вас к тому, что им нужно, или использовать сильные эмоции, чтобы донести свою мысль.
Вы можете заметить, что малыш:
- Повторяет то, что вы говорите.
- Показывает на вещи, которые он хочет или узнаёт.
- Использует тон голоса для выражения волнения или разочарования.
- Сочетает жесты и слова («на ручки!», вытягивая свои руки вверх).
Всё это важные инструменты общения, которые помогают подготовить почву для полноценного разговора.
Проговаривайте полноценные фразы за малыша. Когда ребёнок говорит «сок!», указывая на холодильник, попробуйте ответить немного конкретнее: «Хочешь сока? Ладно, давай достанем твой сок». Такое моделирование помогает ему слышать и в конечном итоге использовать более сложные фразы.
Какие этапы развития языка происходят в возрасте 2 лет?
Развитие не универсально, но эксперты описывают, что происходит со многими двухлетними детьми в этом возрасте. Большинство детей:
- Используют как минимум два слова вместе, например «хочу игрушку».
- Произносят 50 или более слов.
- Показывают картинки в книге, когда вы называете объект.
- Следуют простым двухшаговым инструкциям, например: «Возьми ботинки и иди сюда».
- Знают имена знакомых людей и предметов.
- Пробуют повторять за вами слова.
Но если ваш ребёнок пока не выполняет все эти пункты, это не значит, что он отстаёт. Некоторые дети не торопятся с начинать разговоры, потому что сосредоточены на других достижениях (например, залезают на всё, что видят!).
Почему моего малыша так трудно понять?
Вот правда: даже когда ребёнок много говорит, вы можете понимать лишь половину. Это полностью соответствует уровню развития. Большинство двухлетних детей ещё только осваивают механику речи — и их мышцы и нервы проделывают огромную работу!
В этом возрасте вы можете услышать:
- Пропущенные слоги («нанан» вместо «банан»).
- Перепутанные слоги: «мизя» вместо «змея».
- Заменённые звуки (например, «вабака» вместо «собака»).
- Или всё это вместе («попимпон» вместо «помидор»).
- Перепутанный порядок слов и несогласованность падежей, склонений и т. д.
Эксперты утверждают, что около 50% речи малыша должно быть понятным в возрасте двух лет. К трём годам этот показатель возрастает до 75%.
До этого времени внимательно слушайте, и если сомневаетесь, повторите то, что, по вашему мнению, сказал ребёнок: «А, ты хочешь красный мяч?». Это поможет малышу услышать и усвоить правильное произношение естественным образом.
Что понимают двухлетние дети?
Даже если ваш малыш пока не очень много говорит, его мозг — настоящая губка. К двум годам он, вероятно, понимает:
- Сотни слов.
- Имена знакомых людей, домашних животных, игрушек и частей тела.
- Простые инструкции и повседневные действия.
- Такие концепции, как «на», «в», «вверх» и «вниз».
Он, возможно, не говорит: «Мне, пожалуйста, что-нибудь перекусить», но он понимает, когда вы говорите: «Пойдем перекусим!». Его способность следовать указаниям, отвечать на вопросы и проявлять интерес к книгам и сказкам — всё это отличные признаки развития речи, даже если он не болтает всё время, когда не спит.
Когда следует обращаться по поводу задержки речи
Дети развиваются по своему собственному графику. Некоторые начинают говорить позже других без видимых причин. Но если что-то идёт не так, доверьтесь своей интуиции. Вам стоит проконсультироваться с педиатром по поводу возможной задержки речи, если ребёнок:
- Говорит менее 50 слов в возрасте 2 лет.
- Не объединяет слова вообще (нет фраз типа «ещё молока», «дай мяч»).
- Редко пытается имитировать звуки или слова.
- В основном использует жесты вместо разговора.
- Имеет трудности с выполнением основных указаний.
- Потерял языковые навыки, которые у него были ранее.
Учёные из НГМУ им. К. Минина отмечают признаки задержки речевого развития в 2 года, если у ребёнка: минимальный словарный запас (менее 50 слов), медленное наращивание активного словаря, отсутствие комбинации слов с глаголами. Экспрессивная речь может быть представлена в виде звуков, звукоподражания, лепета, но в целом малоразборчива и обладает выраженной ситуативностью.
Ранняя поддержка специалистов может иметь большое значение, а логопедические занятия могут быть увлекательными и интересными. Педиатр может проверить слух ребёнка или направить к логопеду или неврологу для более детального обследования.
Ускорить развитие речи у детей можно — и нужно проводить! — без явных усилий. Даже если у вас нет свободной минутки, есть способы заниматься между делом. Читайте о них в статье «7 «занятий» по развитию речи малыша для занятых мам».