13.10.2016 Обновлено: 17.04.2020 2951

7 «занятий» по развитию речи малыша для занятых мам

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Для развития речи важно, чтобы ребенок слышал чистую, грамотную речь, чтобы вокруг него была хорошая обогащающая среда, тогда будет создаваться насыщенный словарный запас родного для ребенка языка и он будет активно его использовать. Организовать такую среду для общения можно не только (и не столько) на развивающих занятиях, сколько в обычной жизни. Расскажем, как это сделать в условиях недостатка времени для специальных занятий, подскажем эффективные упражнения, которые можно использовать практически в любое свободное время — для работающей мамы важно использовать рационально каждую минуту, проведенную с малышом.

Создайте богатую речевую среду

Когда малыши до годика еще не говорят, мамы активно с ними общаются, комментируют каждое свое действие — и это очень правильно! Когда малыш начинает говорить, не стоит оставлять эту благодатную привычку — сопровождайте речью свои действия, точно называйте признаки предмета, их свойства. Например, когда одеваете ребенка, проговаривайте, на какую ручку одеваете рукав, правую или левую. Вытираете ребенка полотенцем после вечернего душа, обратите внимание, какое полотенце у вас мягкое, беленькое, да пушистое.

До трех лет наиболее интенсивно закладывается словарный запас ребенка (как активный, так и пассивный), формируется речь. И все, что малыш слышит вокруг, впитывает как губка. Причем установлено, что гораздо лучше он усваивает обращенную к нему речь взрослых. Аудиосказки, «фон» телевизора или радио воспринимаются гораздо хуже. Больше общайтесь с малышом лично при любой возможности!

Ученые утверждают, что нарушения развития речи развиваются чаще у малышей, которые растут в семьях с высоким уровнем эмоционального напряжения, когда с ними мало общаются, только «по делу», «сухими», не окрашенными эмоционально фразами. Значительным фактором риска также является депрессия у матери, когда ей физически трудно много говорить, да еще в позитивном ключе.

Используйте обобщающие понятия

Используйте обобщающие понятия

Дети старше трех лет способны понимать и использовать в своей речи абстрактные обобщающие понятия — фрукты, ягоды, мебель, столовые приборы, обувь, одежда, животные домашние и дикие и так далее.

Такие слова должны употребляться родителями почаще: специальные исследования показали, что ребенок лучше их усваивает, если ими активно пользуются родители и окружающие взрослые.

Примеры, как можно вводить обобщающие понятия в повседневный лексикон: «Положи, пожалуйста, свою одежду на свое место! Как ты думаешь, какую посуду нужно расставить для завтрака? Отгадай, какие фрукты я купила для нас в магазине? Скажи, из каких ягод сварен компот?»

При этом, конечно, стоит стремиться, чтобы ребенок не автоматически запоминал и воспроизводил взрослые слова, а делал собственные выводы, сравнивал и анализировал поступающую информацию. Как этого добиться? Путем анализа, сравнения предметов, нахождения сходства и отличий.

Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом

Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом

Задайте ребенку вопрос и обсудите вместе, чем похожи друг на друга овощи: все они употребляются в пищу, они съедобны для человека и их любят животные (например, морковка для зайчика), их выращивают на грядке в огороде. А когда родители принесут разные овощи из магазина, разберите, чем разные овощи отличаются друг от друга: обсудите размер, гладкая или шероховатая поверхность у плода, цвет, форма, вкус. Поговорите, чем отличаются фрукты и овощи: фрукты сладкие, а из овощей делают рагу, супы и т. п.

Поиграйте с ребенком, выложите на кухне разную посуду, пока будете готовить еду и схожим образом поговорите, какие отличия или общие свойства имеются у кастрюли, сковороды и тарелками, ложками.

На прогулке сравнивайте транспорт (автобус и машину), деревья (ель и березу), одежду малышей (чем отличаются комбинезон и курточка? Курточка закрывает спинку и ручки, комбинезон тоже закрывает спинку, но он прикрывает ножки.)

Такие задания на сравнения развивают не только речь, но и внимание ребенка, мыслительную деятельность, улучшают восприятие.

Помните!

Важным элементом ра