На каждом этапе своего взросления дети осваивают определенную группу навыков. В промежуток времени от одного года до двух лет одним из самых важных занятий должно стать развитие мелкой моторики. Это основополагающий навык: от того, насколько успешно ребёнок им овладеет, зависит его дальнейшее развитие и эффективность последующего обучения.
У новорожденного центральная нервная система практически не развита. У него нет контроля даже за собственными конечностями — движения ручками и ножками у младенцев хаотичные и бесцельные. С возрастом двигательные навыки начинают прогрессировать. Особенно если родители целенаправленно уделяют этому внимание.
Почему для развития ребёнка так важна мелкая моторика
Специалисты называют моторикой всю совокупность совершаемых движений — как произвольных, так и последовательных. Их результатом становится конкретное действие — взять ручку, начертить линию, бросить камешек и т.д. Подобная активность для взрослого человека естественна: он даже не задумывается о том, как двигаться. У маленьких детей все сложнее, им приходится буквально нарабатывать такой опыт.
Моторика бывает двух видов:
- крупная — она связана с «автоматическими» движениями целой группы мышц;
- мелкая — это четкие и точные движения верхних конечностей (включая пальцы), а также способность координировать их с работой глаз.
Получение навыков мелкой моторики считается фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и формирования его будущих способностей. В итоге моторика рук дает толчок к развитию всего интеллекта.
Научно установлено, что развитость мелкой моторики тесно связана с развитием у малыша речи: она стимулирует и этот процесс. Кроме того, активизируя движение детских пальчиков, родители закладывают основу для освоения других важнейших навыков — умения самостоятельно одеваться, писать, рисовать, пользоваться ножницами и столовыми приборами.
Какие правила должны соблюдать родители
Когда детям менее двух лет, то практически единственная эффективная форма обучения — игровые занятия. Решение задачи взрослым облегчает тот факт, что здоровые малыши, как правило, очень любознательны. Буквально с первых месяцев жизни они пытаются дотянуться своими пальчиками до самых разных предметов, которые оказываются в их поле зрения. Объектом исследования может стать бутылочка для кормления, мамины очки, заколка в ее волосах и многое другое.
К двум годам развитие ребёнка выходит на определенный уровень. Он уже достаточно осмысленно тянется к предметам, берет их в руки, с удовольствием перекладывает с места на место. И это означает, что обучающую игру можно затеять с самыми простыми бытовыми вещами. Такие развивающие игры не требуют никаких особых денежных затрат — только желание и свободное время мамы или папы.
Еще одно правило, которое требует обязательного выполнения — подобные игровые упражнения ребёнку необходимо осваивать только вместе со взрослыми. Большинство обучающих методик используют в своих занятиях мелкие предметы — бусины, фасолины, пуговицы и т. д. Опасно оставлять ребёнка наедине с объектами такого масштаба: это чревато заглатыванием предметов и другими опасными ситуациями. К тому же поначалу некоторые упражнения покажутся малышам слишком трудными, делать их придется только вместе с родителями.
Не стоит забывать и о том, что упражнения надо выполнять последовательно, постепенно их усложняя. Только после того, как детям дается решение простых задач, можно переходить к более сложным. Освоение навыков мелкой моторики при этом будет идти поступательно, шаг за шагом, а сам ребёнок не будет ни скучать, ни уставать.
Какие упражнения можно предложить детям до двух лет
Развитие мелкой моторики ребёнка идет и естественным порядком — по мере его взросления. Однако определенные упражнения позволяют ускорить этот процесс, направить развитие ребёнка в нужное русло, сделать акцент на конкретной категории занятий.
До полутора лет весьма эффективным считается упражнение с такими простыми предметами, как тесьма, лента, шнур и т.д. В пару к ним можно использовать любые фигурки с отверстиями — шайбы, бусины, кольца. Дети будут с удовольствием «шнуровать» эти объекты.
Для самых первых занятий желательно брать шнур покороче, чтобы малышам было легче освоиться. В целом рекомендуемая длина — не более 25 см. На одном конце шнура или тесьмы должен быть наконечник, при помощи которого удобно нанизывать объекты, а на втором конце — большой узел, препятствующий падению фигурок.
Начинать можно с чисто механических движений — нанизать фигурки на шнур, а потом снять их. Возможно, в первое время даже понадобится помощь взрослых. Однако по мере взросления и развития ребёнка упражнения можно усложнять. Предложите ему при нанизывании сортировать фигурки по определенному признаку. Например, выбирать только красные или только зеленые.
Если это не просто бусинки, а, к примеру, пластиковые фигурки животных, то можно еще больше разнообразить упражнение. Как вариант, собирать их в определенном порядке — вначале всех кошечек, потом собачек, потом мишек и т.д. При этом попросите малыша самого называть, каких именно зверюшек он отобрал.
Еще одно простое упражнение, которое не потребует от родителей никаких дополнительных затрат — сортировка мелких объектов. Это могут быть ракушки, кубики, пуговицы, горошины, фасолины. С их использованием существует множество различных упражнений. Можно сортировать и раскладывать объекты по размеру, по цвету или по форме. Это стимулирует не только мелкую моторику, но и навыки мыслительного анализа.
Ближе к двум годам при помощи таких упражнений можно тренировать уже не только мелкую моторику ребёнка, но и память с наблюдательностью. Так, мама может собрать фигурки пластиковых зверюшек в определенной последовательности, а потом попросить малыша повторить это. Еще одно полезное упражнение — поиск «лишней» фигуры. Например, на шнур нанизано много круглых бусин и одна квадратная, или много зеленых фигурок и одна синяя. Попросите разобрать все фигурки, снять их со шнура и нанизать снова, но уже без «лишнего» предмета.
Старайтесь, чтобы такие занятия были для малыша в радость. При любых признаках усталости или потере интереса, меняйте род деятельности. Не забывайте всячески хвалить своего ребёнка, даже за небольшие успехи.