Развитие мелкой моторики у детей: упражнения и советы родителям

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Внимательные и ответственные взрослые тщательно отслеживают все тонкости и нюансы взросления их детей. И чем раньше проявить такое внимание, тем больше шансов, что не будет ничего упущено. Если проигнорировать какое-то явление, которое мамам и папам кажется пустячным, в будущем ребёнок может столкнуться с серьезными трудностями в развитии и социальной адаптации.

К таким «мелочам» с полным правом можно отнести и необходимость развития мелкой моторики. Родители видят, как их малыш бойко машет ручками и цепко хватает игрушки. Им кажется, что все в порядке, и нет никаких причин для беспокойства и специальных занятий.

Но на самом деле при этом и в физиологии, и в сознании грудничка выстраиваются сложные и взаимосвязанные цепочки действий. И далеко не факт, что ребёнок справится с их формированием собственными силами, без поддержки мамы и папы.

Значение мелкой моторики для развития детей

Значение мелкой моторики для развития детей

К мелкой моторике принято относить те движения, которые выполняются, прежде всего, пальцами рук и ног, а также кистями и стопами в целом. Взрослые умиляются тому, как малыш крепко сжимает маленькие пальчики в кулачок, и не осознают при этом, какая сложная цепочка из мышц, нервов, суставов и костей задействована в этом простом вроде бы процессе.

Можно привести такое сравнение. Взрослый человек, который никогда в жизни не плел кружев или не вязал крючком, столкнется примерно с теми же проблемами, что и маленький ребёнок, пытающийся сладить с собственными руками. Одна из его главных задач в самом раннем возрасте — научиться управлять своими руками и координировать их движения.

Родителям сразу же надо настроиться на то, что им предстоит долгий и непростой путь. От того, насколько он окажется успешным, зависит и общее развитие ребёнка. Так, работа над развитием мелких и тонких движений пальцев напрямую связана с речевой функцией. Это связано со структурой человеческого мозга, в котором речевая и двигательная зоны с проекцией кистей рук находятся рядом. Иными словами, чем более ловкими станут эти пальчики, тем быстрее заговорят дети. Одновременно идет стимуляция их воображения, двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, общей координации.

Связан ли подход к обучению с возрастом ребёнка

В методиках развития мелкой моторики возраст ребёнка имеет существенно значение. Каждый этап взросление требует особого подхода. Это объясняется и физиологией, и психологией. Но упускать время и планировать обучение «на потом», на период, когда ребёнок станет постарше, не рекомендуется.

Естественное освоение премудростей мелкой моторики начинается практически с рождения. Когда родители видят, как малыш разглядывает свои пальчики, — это и есть самое первое проявление интереса. Потом он учится управлять собственными руками, пытается осознанно взять игрушку или мамин палец. Поначалу это удается только всей ладошкой, затем ребёнок пробует хватать большим и указательным пальцами.

Только после того, как дети освоили подобные движения, можно обучать их, например, правильному использованию ложки. В этот период они начинают не только самостоятельно есть и пить, но и рисовать, держать карандаш, одеваться.

В возрасте до двух лет обучение таким простым движениям остается одним из важнейших направлений развития малышей. Освоив широкий спектр движений пальчиками, они смогут самостоятельно выполнять повседневные и практические действия, требующие определенной ловкости. Расстегнуть или застегнуть пуговицы, взять или передать игрушку, использовать ложку при еде и т.д.

Оптимальный возраст для начала занятий — восемь месяцев. В этот период ребёнок начинает уже осознанно выполнять некоторые действия, у него формируется начальная координация в движениях (в том числе и пальцев). При более ранних тренировках результаты, как правило, не закрепляются.

Какие занятия доступны родителям

Какие занятия доступны родителям

Выбор средств и методик для развития мелкой моторики весьма широк. Они доступны практически всем родителям, поскольку в основном не требуют значительных затрат или специальных знаний. Главное — желание и системность. Нельзя бросать начатое на полпути, потому что взрослым скучно или некогда. Занятия необходимо проводить регулярно с постепенным усложнением заданий.

Например, малышей в возрасте до двух лет достаточно занять сборкой простых цветных пирамидок. А вот 2-3-летним детям это уже будет неинтересно. Им нужны задания посложнее. Чтобы сориентироваться в их многообразии, следует помнить о том, что все упражнения на развитие мелкой моторики принято делить на несколько крупных категорий. Это:

  • Так называемые пальчиковые игры.

Сюда относится, например, хорошо всем известная игра-потешка «Ладушки-ладушки». Дети вместе с взрослыми под стишки и присказки учатся хлопать в ладоши, распрямляя пальчики.

В таких играх вообще часто используют различные рифмованные истории, присказки, стишки. Их сюжет инсценируют с использованием пальчиков. Начинать такие занятия можно чуть ли не с рождения и продолжать вплоть до похода в первый класс. Просто желательно усложнять сюжеты историй и придумывать их вместе с детьми. В игре необходимо задействовать все пальцы обеих рук и регулярно менять нагрузку (сжимать, разжимать, напрягать, расслаблять, сгибать, выпрямлять и т.д.).

  • Массаж.

Это самые простые и универсальные упражнения, подходящие даже для самого раннего возраста. Достаточно просто гладить и массировать ладошки и пальчики.

  • Игры с мелкими предметами.

Здесь все зависит только от фантазии взрослых. Можно использовать все — от крупы и камешков до пуговиц и бусинок. Ребёнок может их перебирать, раскладывать по цвету и размеру, сортировать, перекладывать из емкости в емкость. Такие игры прекрасно тонизируют и развивают тактильные ощущения. Однако обязательным является присмотр со стороны взрослых, чтобы малыш не проглотил что-нибудь.

  • Лепка и рисование.

Эти занятия обычно более интересны детям от трех лет. Рисовать можно не только на бумаге, но и на песке. Достаточно насыпать его в плоскую емкость и показать малышу, как пальчиками создавать на нем рисунки. А для лепки используют не только привычный пластилин, но и глину, и тесто.

В любом случае занятия должны проходить в форме игры. Так ребёнок лучше усваивает и запоминает движения. Его легче заинтересовать. Занятия также должны быть систематическими и проходить только под контролем взрослых.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 08.11.2018 14:40, обновлено 17.04.2020 18:22
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Оценка навыков самостоятельности поведения и мелкой моторики у страдающих эпилепсией детей дошкольного возраста / Лендрайтене Э.B., Петрушявичене Д.П., Андронавичюте Ю.P., Вapжaйтите Л.А., Крищюнас А.Й. // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова 2014 Т. 114 №4-2

Читайте также

Мелкая моторика: этапы развития
Для человека предметная деятельность, выполнение разнообразных движений пальцами - имеют очень большое значение. Узнаем об этапах развития мелкой моторики малышей.
Упражнения для развития мелкой моторики от рождения до года
Чтоб сократить этапы развития мелкой моторики и оптимально подготовить кисть к более сложной предметной деятельности и навыкам письма, существуют доступные способы.
Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет
Как развивать мелкую моторику у детей 3-4 лет? Какие игры и упражнения использовать в обучении? Читайте в нашей статье.
Развитие общей моторики детей
Что такое общая моторика? Как развивается общая моторика у детей? Какие игры и упражнения нужно включить в развитие ребенка? Читайте в нашей статье.
Упражнения для развития мелкой моторики с года до трех
Важные этапы двигательного развития, и в том числе мелкой моторики, пройдены, но начинаются не менее значимые и интересные. Узнаем, чем помочь ребенку, как облегчить задачу?
Игры для развития мелкой моторики
Мелкая моторика — это важные двигательные навыки руки ребенка, развитие которых подготавливает овладение предметной деятельностью и письмом. Ускорят эволюцию веселые игры.