Практически каждый ребёнок, который идет сегодня в школу, уже умеет читать. Требования школьных программ порой не оставляют родителям выбора: если ребёнок в первом классе будет тратить большую часть времени на изучение букв, он может отстать, и в дальнейшем учеба ему будет даваться труднее, чем одноклассникам. Как научить ребёнка читать быстро и правильно — рассказывает MedAboutMe.
Когда учить ребёнка читать?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждый ребёнок — индивидуальная личность. Кто-то в четыре года знает все буквы и пытается соединять их в слоги, а кто-то только к шести годам начинает интересоваться книгами. Дело не в возрасте, а в том, когда ребёнок готов учиться.
Определить готовность ребёнка к началу обучения можно следующим способом. Ответьте, обладает ли малыш перечисленными качествами? Чем больше у него умений, тем более благоприятный период для начала обучения.
- Говорит ли ребёнок связно, целыми предложениями?
- Может ли он четко и внятно произнести большинство звуков?
- Способен без наводящих вопросов рассказать, как прошел его день в саду или чем он занимался в гостях?
- Знает ли простейшие ориентиры — «влево» и «вправо», «вверх» и «вниз».
- Может ли концентрироваться на одном деле в течение 10-15 минут? Например, собирать конструктор, лепить из пластилина, рисовать.
Что учить — буквы или звуки?
Начинать обучение нужно не с букв, а со звуков. Именно их ребёнок слышит с первых дней своей жизни! А буквы — это средство записи звуков. При этом написание букв не всегда совпадает с произнесением звуков — например, в слове еж 2 буквы, но 3 звука.
Прежде чем перейти к грамоте, попробуйте с ребёнком делить слово на слоги. Говорите слово, а ребёнок пусть делает столько хлопков, сколько в нем слогов. Используйте для тренировки известные ребёнку слова: машина, спорт, карандаш, молоко, алфавит, сторона, двери, сыр, варежки, чашка.
Теперь перейдите к изучению алфавита. Можно использовать буквы, изготовленные из разных материалов (дерева, пластика, ткани), буквы-магниты или наклейки. Их нужно расположить в поле зрения ребёнка. При каждой возможности называть букву и просить ребёнка ее повторить.
В алфавитном порядке изучать буквы специалисты не советуют. Лучше усвоить сначала те, что используются чаще всего, а затем приступить к тем, что реже. Такой подход поможет ребёнку быстрее зачитать. В «Азбуках» буквы изучаются как раз в таком порядке.
Изучив несколько букв, попробуйте соединять их в слоги. Используйте для этого дополнительный материал — например, слоговые таблицы. Их можно приобрести в магазине или распечатать из интернета. Не спешите: хорошо отработайте сначала открытые слоги (то есть те, что начинаются с гласной буквы), а затем перейдите к закрытым слогам (начинаются с согласной буквы).
Теперь можно приступить к чтению слов — например, по той же «Азбуке». Относитесь к этому занятию, как к увлекательному делу. В свободное время собирайте слова из кубиков и карточек со слогами, читайте вывески зданий и названия продуктов, заголовки газет и названия книг.
Покажите ребёнку разницу между словами, которые различаются всего одной буквой: лук — люк, рот — род и т.д. Он должен понимать, как важно называть правильно каждую букву.
После этого этапа можно перейти к чтению книг для малышей, буквы в которых напечатаны крупным шрифтом, а слова для удобства разделены на слоги.
Теперь вы знаете, как правильно и быстро научить ребёнка читать. Будьте терпеливы и последовательны, и у вас все получится!