11.05.2017 2611

Дети раннего возраста: в процессе воспитания развиваем речь

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Дети раннего возраста развиваются и осваивают язык удивительно быстро. В первый месяц жизни ребенок может только кричать, и трудно поверить, что уже через год он будет произносить первые слова. Однако некоторые дети молчат до трех лет. Будем разбираться в причинах задержки речевого развития и особенностях воспитания малышей.

Когда дети раннего возраста начинают говорить

Когда дети раннего возраста начинают говорить

Дети раннего возраста развиваются скачкообразно. Ребенок подходит к маме и просит: «Мама, дай яблоко». Внимательная мама замечает, что раньше ее ребенок говорил только «мама», а сейчас разговаривает целыми предложениями. Пройдет еще немного времени, и терпеливые родители услышат, как их ребенок договаривает фразы из любимых стихов, пересказывает сказки. Такое стремительное развитие речи характерно только для детей раннего возраста, то есть, до трех лет.

Сроки появления первых слов у детей раннего возраста очень разные. Первые слова обычно появляются в 1 год, но иногда и после 1,5-2 лет.

Ребенок начнет говорить лишь тогда, когда накопит словарь и обогатит слова смыслом. Не так важно, что ребенок повторяет слова за взрослым, важно, когда он использует речь в игре, в общении с детьми и близкими. Ведь даже если ваш ребенок все понимает, но упорно молчит до 1,5−2 лет, его речь развивается. Самое главное, обращайте внимание на то, как ребенок слушает речь взрослого, интересно ли ему то, о чем вы с ним говорите, много ли слов он понимает. А то, как рано или насколько поздно ребенок заговорит, в основном зависит от воспитания и условий жизни, которые создают ему взрослые.

Почему задерживается развитие речи у детей до трех лет?

Почему задерживается развитие речи у детей до трех лет?

Развитие речи у всех детей происходит по−разному. Зависит этот процесс от многих факторов. К сожалению, детей, которые в 2−2,5 года не говорят, становится все больше. И родители задаются вопросом: «У нас здоровый ребенок, почему он не разговаривает»? Действительно, если ваш малыш до 2−2,5 лет не произносит ни одного слова, значит, развитие речи задерживается, и ему нужно помочь заговорить. Чтобы помочь, нужно выявить основные трудности в развитии речи у детей раннего возраста. Сейчас мы подробнее обсудим некоторые важные моменты.

  • Развитие речи по примеру взрослого. Мама говорит: «Скажи — чайник, ложка, мячик и т. д.». Ребенок повторяет за мамой эти слова, и такая игра обычно нравится детям. В итоге: он называет сами предметы, а в реальной игре речь отсутствует. Слова ребенок заменяет на жесты, движения и возгласы. В данной ситуации слово активным стать не может.
  • Речь заменяется эмоциональным общением с взрослым. Ребенка целуют, обнимают, гладят, а словами ничего не выражают. Родителям кажется, что и так все понятно, зачем говорить. Нужно обязательно проговаривать свои эмоции и чувства.
  • Ребенок увлечен предметным миром. Малыш перебирает предметы, катает машинку, перекладывает книжки один, не требует внимания взрослых. Иногда очень удобно, когда ребенок не отвлекает маму, но в раннем возрасте такая ситуация неблагоприятная. Ребенок не замечает взрослых, и научится говорить в такой ситуации очень трудно.
  • Общение с ребенком с помощью звукоподражаний. Взрослым кажется, что ребенок их лучше поймет, если они будут использовать «детские слова»: «лю−лю» (кровать), «тап−тап» (тапочки), «кус−кус» (еда) и т. д. Такое мнение ошибочно. Ребенок в раннем возрасте из−за незрелости органов артикуляции не может произнести слова четко, но понимает малыш «взрослые» слова очень хорошо. Иногда детский слух выхватывает конец слова, поэтому так он их и произносит. Но это лишь дело времени. Ребенок растет и развивается, постепенно совершенствуется его речевой слух и произношение звуков.
  • Речь малыша развивается очень быстро. Уже в 1,5 года ребенок произносит сложные слова, говорит развернутыми фразами. Родителей это безумно радует, ведь все окружающие восхищаются такими способностями малыша. Мама старается научить двухлетнего ребенка читать вслух стихи. Они вместе изучают энциклопедии и общаются с малышом по−взрослому. Но такой поток информации утомляет детскую нервную систему. Он начинает капризничать, плохо спать, его мучают страхи. То есть перебор в учении — это тоже не очень хорошо.

Воспитание детей как основа для развития речи

Воспитание детей как основа для развития речи

Воспитание детей дело сложное и занимает много времени и сил у родителей. А как нужно воспитывать детей, чтобы речь развивалась правильно?

Воспитание детей в семьях происходит совершенно по−разному. Некоторые родители стремятся уже с года приучить своего малыша к самостоятельности и боятся проявить нежность к ребенку. Некоторые родители и до школы носят своих детей на руках, не давая им даже есть самостоятельно.

  • Питание ребенка.

Насколько важно сбалансированное питание детей, знает почти каждый родитель. Но вот как нужно кормить ребенка, чтобы его речь развивалась, практически ни одна мама не задумывается. Грудное вскармливание — лучшее питание для ребенка первого года жизни, и для развития артикуляционного аппарата оно также важно. Использование сосок и пустышек нежелательно.

Но если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании и без сосок не обойтись, используйте качественные ортодонтические соски. Не делайте из бутылочки успокоительную игрушку: покормили и забрали. Когда приходит время первого прикорма, сделайте выбор в пользу натуральных продуктов. Готовьте еду для своего малыша сами, не злоупотребляйте блендером. И как можно быстрее приучайте ребенка есть к