Готов ли маленький ребёнок идти в детский сад? Переживая о малыше, этим вопросом задаются заботливые родители. Они понимают, что такие жизненные перемены не могут не отразиться на детской психике и стараются делать все, чтобы облегчить процесс адаптации.
Адаптироваться — значит привыкнуть к среде, которая является новой и незнакомой. Именно так воспринимает детский сад ребёнок, которого впервые туда привели, да еще и оставили без родителей. Процесс адаптации может быть долгим и болезненным, а бывает и быстрым — когда взрослые заботятся о чувствах ребёнка, эмоционально готовят его к тому, что им предстоит временная разлука, поддерживают и не перестают проявлять любовь.
Конкретные шаги, которые могут сделать родители, чтобы ребёнок привык к детскому саду быстро, безболезненно и новая среда не стала для него стрессовой, описаны в этой статье.
Детский сад — это не только важно, но еще и страшно
Почему так много внимания уделяется тому, что дети должны обязательно проходить период адаптации, прежде чем оставаться в группе детского сада на весь день? Особенно много внимания этому вопросу уделяется специалистами, когда речь идет о совсем маленьких детях — двух-трех лет.
Ребёнок растет и главной фигурой для него выступают родители. Он полностью зависим от них в эмоциональном, физическом и бытовом планах. Если их не будет рядом или тех, кто сможет их заменить, то он просто погибнет. На бессознательном уровне, дети понимают это, поэтому расстаться с матерью в раннем детстве для них равносильно угрозе потерять их, а значит свою жизнь, безопасность, себя.
По этой причине многие могут наблюдать, как ребёнок громко и жалобно кричит, когда его ведут в детский сад, упирается, закатывает истерики, горько плачет, не переставая, в группе, а может начать сильно и долго болеть. Причина такого поведения проста и сложна одновременно — ему страшно.
Если родители начинают уговаривать ребёнка, отвлекать, ругать за истерики или того хуже — отдавать воспитателю и быстро убегать на работу, они могут сильно навредить нежной детской психике. В таком случае об успешном прохождении адаптации не может идти речь.
Убедитесь в готовности ребёнка
Психологически малыш готов идти в детский сад, когда им пройден период отделения от матери — то есть, он способен на некоторое время оставаться один, не переживая, что с ним что-нибудь случится или мама больше никогда не вернется. Для этого в нем должны быть заложены и развиты первые ростки самостоятельности и способности самому о себе позаботиться. При благополучном психическом развитии, такой период наступает после прохождения малышом кризиса трех лет.
По этой причине лучший возраст, когда ребёнка можно отдать в детский сад — это после трех лет. Позаботьтесь о том, чтобы он к этому времени владел простой речью, навыками самообслуживания и ухода за собой, мог общаться со сверстниками, был знаком со многими взрослыми людьми, не являющимися близкими родственниками.
Эмоциональная готовность идти в детский сад — это когда на вопрос, хочет ли ребёнок каждый день общаться со сверстниками в группе, он отвечает «да», но и не только отвечает, а с удовольствием остается там сначала на пару часов, а потом и на весь день. Дети, у которых все в порядке с «отделением», преодолев границу в три года, с удовольствием идут в детский сад и их период адаптации благополучно завершается сам собой.
Приучайте к детскому саду постепенно
Помочь ребёнку легче адаптироваться можно, если заранее до поступления в детский сад, знакомить его с тем, что такое группа, воспитатели, какие там правила и что он будет там делать. Хорошо, если есть возможность устроить экскурсию — погулять по группе, познакомиться с воспитателями, объяснить, что в скором времени малыш тоже пойдет туда, если, конечно, захочет. Слышать согласие даже маленького ребёнка — важно, чтобы этот новый период в жизни не выглядел как принуждение, и ребёнку с трех лет не приходилось знакомиться с таким словом как «надо» или «должен».
Малыш в этом возрасте живет образами и чувствами, и захочет ли он посещать детский сад, во многом зависит от того, как родители преподнесут ему эту информацию.
Малыш и воспитатель
Когда ребёнок идет в детский сад, фигурой для него, временно исполняющей обязательства родителей, становится воспитатель. Поэтому важно чтобы первый в жизни наставник ребёнка обладал благоприятными личностными характеристиками. Период адаптации пройдет без проблем, если воспитательница будет заботливой, внимательной к потребностям детей, понимающей и чуткой.
Как облегчить адаптацию ребёнка
Детский сад может стать «вторым домом», местом, где малышу будет интересно, спокойно и весело, если взрослые помогут ему пройти путь привыкания с наименьшими потерями для психики. Отзывайтесь о группе детей и воспитателях только в положительном ключе. Еще до прихода в группу ребёнок не должен знать о том, что его там, возможно, ждут неприятности или сложности — иначе ему станет страшно, ведь он не знает, как справляться с ними.
Маленький ребёнок также нуждается в эмоциональной поддержке, как и взрослый, когда попадает в незнакомую среду или в его жизни наступает новый период. Быть рядом с малышом в это время — это значит проявлять внимание к его потребностям, желаниям и возможно, капризам. Бывает так, что ребёнок трудно адаптируется, не хочет посещать группу и плачет. В этом случае не стоит «дергать» его каждый раз, когда он возвращается домой, пытая вопросами «как прошел твой день?», «тебя сегодня никто не обижал?», просить его «потерпеть», потому что ходить в детский сад «надо обязательно». Вместо этого проводите с ним как можно больше времени — целуйте, обнимайте, играйте, рисуйте и гуляйте вместе, так малыш «напитается» вашей любовью и на следующий день, прощаясь, ему будет легче вас отпустить.
Родителям на заметку
Главная причина, по которой маленький ребёнок не хочет посещать группу детского сада — это страдания от того, что родители больше не рядом.
Говорите ребёнку как можно чаще, что вы любите его, скучаете и очень ждете встречи с ним каждый день. Провожая в детский сад, рассказывайте, чем займетесь, когда заберете его из группы, возможно, это будет новая игра, прогулка, совместное творческое занятие. Думая об этом, дети обычно легче переживают разлуку.
Можно давать ребёнку с собой семейную фотографию или игрушку, которая символизирует то, как сильно вы его любите и как он важен для вас. Детям в раннем возрасте жизненно важно ощущать и сохранять привязанность к родителям. В силах матери и отца создать такие условия для «отделения» ребёнка, чтобы, несмотря на разлуку, он понимал, что семья остается для него главным местом, где он может получить поддержку и безопасность.