Дети растут и развиваются — с наступлением определенного возраста им становится недостаточно мамы и папы и встает вопрос расширения социального круга общения. Дети нуждаются в социальном общении, признании. Что делать если ребёнок отказывает себе в этих благах из-за излишней застенчивости? Часто ли ваш малыш, стесняется и говорит, что он лучше посидит в стороне, когда его зовут в игру? Или просто уводит взгляд и прячется за вашу спину, если кто-то из детей пытается с ним подружиться?
Особенности ребёнка, лишняя застенчивость, не позволяют ему участвовать в нестандартных жизненных ситуациях, получать должный опыт выхода из них. Он просто стоит в стороне. Стеснительность не является «проблемным поведением», но если не устранить этот вопрос на данном этапе развития ребёнка, с годами она может превратиться в социальную неуверенность, замкнутость и отторжение от общества. У мальчиков страх и неуверенность в себе способны перейти в агрессивное поведение, когда любые проблемы будут решаться путем применения силы.
Стеснительность свойственна многим детям, но когда это переходит рамки и малыш сам от нее страдает, необходимо вмешаться родителям. Для того, чтобы не принимать решительных мер неоправданно, следует разобраться в признаках излишней застенчивости ребёнка.
Признаки и индивидуальные особенности ребёнка, страдающего застенчивостью
- Психологические признаки: застенчивость, страх, скованность, зависимость от чужого мнения, тревожность, неуверенность в своих силах и смущение при общении.
- Физиологические признаки: покраснение кожи лица, потеющие ладошки, учащение сердцебиения при общении, появление дрожи в теле.
- Ребёнок, будучи неуверенным в собственном мнении, попадает под влияние более инициативных личностей.
- Начиная выполнять какое-либо задание, малыш боится проявить свою инициативу и все время просит помочь ему родителей.
- При контакте с новыми людьми он прячется за вас, отворачивается, сторонится.
- У такого ребёнка появляется страх новых знакомств. Общение с новыми людьми кажется ему роскошью.
- Он постоянно истязает себя чувством вины. Любой провал принимает близко к сердцу.
- Застенчивый человек, будучи даже безумно талантливым, возможно, не сможет достичь успеха в жизни из-за неумения преподнести их должным образом и представить чьему-то вниманию.
- Детская застенчивость, переходя во взрослую жизнь, оставаясь нерешенной, обретает взрослые масштабы. Им сначала трудно общаться с учителями, затем с одноклассниками, коллегами и другими людьми. Появляется нереализованность и в профессиональной сфере и в личной.
Напишите новый сценарий развития всей жизни вашего малыша, помогите ему стать увереннее. Первую оценку себе и своим способностям дети получают от родителей. Нанесите на этот «чистый лист» все необходимое для того, чтобы ваш ребёнок был счастлив и успешен.
Начать лучше с того, чтобы разобраться в причинах, которые могут спровоцировать развитие застенчивости. Это поможет вам понять, на каком этапе что-то пошло не так, а затем устранить факторы риска.
Причины застенчивости у детей
- Одна из причин — это то, что ребёнка называют застенчивым. Не стоит «вешать ярлыки» на малышей. Индивидуальные особенности ребёнка, его поведение могут меняться. Не позволяйте бабушкам, друзьям, учителям, просто незнакомым тетям и дядям называть вашего ребёнка застенчивым.
- Также существует мнение врачей о наследственной природе застенчивости — когда кто-то в семье также трудно и болезненно реагировал на подобные ситуации.
- Появление фактора стресса. Например, если ребёнок пошел в сад и там его начали обижать другие дети или неправильно повели себя воспитатели, проявили к нему неуважение, унизили.
- Самый важный фактор психологического здоровья ребёнка — это отношение родителей к нему. Постоянно критикуя малыша, говоря ему, что он мешает и путается под ногами, можно развить в ребёнке неуверенность в себе, своей значимости.
Существует несколько простых и вполне понятных советов психологов, как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.
Советы психолога для правильного развития ребёнка, психологического здоровья и устранения застенчивости
- Выясните причину, поймите, на каком этапе появились первые симптомы неуверенности ребёнка в себе. Самое главное — не спешите, не заставляйте малыша сразу же догонять упущенное. Это длительный и кропотливый процесс, на котором важно не перегнуть палку и не усугубить ситуацию. Не давите на малыша, давайте ему время для того, чтобы он мог привыкать к новым людям, у него самого появлялось желание идти с ними на контакт.
- Обратите внимание на то, как ведете себя вы. Развитие ребёнка зависит от ситуации в семье. Достаточно ли просто вы контактируете с незнакомыми людьми? Как построены отношения в семье? Хватает ли в полной мере в вашем доме уважения друг к другу, к детям? Не критикуйте постоянно малыша, не давайте ему невыполнимых или трудновыполнимых заданий, поощряйте инициативу, уважайте его, даже самого маленького и его мнение, оставьте ему пространство для самостоятельности.
- Обратите внимание на отношение воспитателя или учителя к нему, обсудите все нюансы индивидуальных особенностей ребёнка.
- Чаще общайтесь с незнакомыми людьми, берите ребёнка с собой в магазин, общественный транспорт. Пусть он смотрит, что маме и папе не составляет никакого труда заговорить с посторонним человеком, что это не так страшно. Научите малыша волшебной силе улыбки. Расскажите на примере животных, мультфильма про Крошку Енота, о том, что на улыбку ребёнка вряд ли кто-то ответит грубостью. Знакомьтесь с новыми детьми на площадке, если малыш стесняется идти играть в новую игру, не заставляйте, пойдите играть с ним вместе, а когда увидите, что он увлечен и уже не стесняется, тихо удалитесь в сторону.
Не старайтесь оградить ребёнка от нестандартных или плохих ситуаций. Успешное развитие ребёнка требует «практических занятий». Не прививайте ребёнку чувство страха перед трудностями. Покажите, как нужно решать такие ситуации, выходите из них вместе с ним, чтобы он мог учиться. Покажите на собственном примере, что любая неудача — это бесценный опыт.