В год ребёнок уже многое может и умеет. И основная задача родителей в этот период — посвятить достаточно времени развитию малыша. Как правильно развивать ребёнка в 1 год?
Интеллектуальное развитие
На самом деле, нет ничего сложного и трудозатратного. Прежде всего, надо больше разговаривать с ребёнком, рассказывать обо всём, что вы и он видите вокруг. Кроме того, надо читать книги, которые соответствуют возрасту малыша, проговарить стихи, рассказывать короткие сказки.
Конечно, надо и вместе поиграть. Покажите малышу, как собирать пирамидку, строить башенку, играть в сортер, изучая цвета и геометрические фигуры. Полезно в этом возрасте складывать конструкторы с крупными яркими деталями, собирать пазлы.
Вместе с малышом можно лепить пирожки из теста, смешивать салат, вытирать пыль,сортировать бельё, подметать пол, убирать игрушки по разным коробкам и ящикам. Ребёнок с удовольствием будет всё это делать, а это тоже отлично развивает.
Речевое развитие
Кроме того, что родители должны читать малышу книги, следует рассматривать иллюстрации и задавать вопросы. Например, где у лисы хвост? Как говорит собачка?
Можно рассматривать картинки с определённым сюжетом и объяснять, как построить логическую цепочку. Вряд ли ребёнок быстро научится это делать, но чем чаще он будет слушать и смотреть, тем быстрее к нему придёт понимание.
Полезно включать весёлые песенки и пропевать их вместе с малышом. Сначала можно пропевать гласные звуки, потом слоги и далее переходить к словам. А ещё имитировать звуки животных, музыкальных инструментов. Песенки и потешки, под которые надо показывать жестами различные фигуры и жесты, — отличный вариант как для раннего развития детей, так и в случае, когда надо отвлечь уставшего и закапризничевшего малыша, например, в очереди к врачу.
Конечно, важно развивать мелкую моторику. Полезно делать аппликации из крупы и природных материалов, крупных пуговиц и бусин, играть со шнуровкой и рамками-вкладышами. Причём не обязательно покупать материалы для игр. Можно придумать множество разных забав с теми же макаронами в форме крупных рожков, ракушек и так далее: красить их, надевать на веревочку, выкладывать картины.
Не стоит забывать и об упражнениях, которые развивают и тренируют губы и язык. Можно пить и дуть через трубочку, дуть на ватный или бумажный шарик, двигать языком вверх, вниз и по кругу, надувать воздушные пузыри. Особенно много забав для тренировки речевого аппарата можно придумать во время купания.
Физическое развитие
Малыш обычно уже умеет ходить в этом возрасте или активно пытается это сделать (конечно, надо это поощрять). Но кроме ходьбы стоит заниматься с ребёнком гимнастикой, выполнять разные упражнения.
Вот несколько простых и полезных:
- Катать мячик.
- Подбрасывать мячик вверх и стараться его ловить.
- Залезать на ступеньку на лестнице и слезать с неё.
- Поднимать руки вверх и разводить их в стороны.
- Перешагивать через препятствия.
- Бить ногой по мячу.
- Делать наклоны в стороны, поставив руки на пояс.
- Прыгать на месте.
- Имитировать движения животных: прыгать, как заяц, ползти, как змея.
Очень полезно ходить по специальным массажным коврикам, по песку и траве.
Творческое развитие
Любые виды творчества подойдут. Можно лепить из пластилина и солёного теста, рисовать мелками, пальчиковыми красками и карандашами, танцевать, делать аппликации и поделки. Чем больше разнообразия, тем лучше.
Важно стараться, чтобы малыш сам проявлял фантазию там, где может. Сам придумал рисунок или поделку, например.
Заниматься надо регулярно, чередуя упражнения и игры. Длительность занятия не должна превышать пятнадцати минут. Стоит помнить, что ведущая деятельность ребёнка — игра. Развитие должно быть гармоничным, не следует уделять больше внимания лишь одной сфере, игнорируя другие.
Использованы фотоматериалы Unsplash