22.07.2016 4327

Секреты врачебной этики для родителей

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

<a href=Марина">Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника»," src="https://medaboutme.ru/upload/medialibrary/feb/marina-yurevna.jpg" height="290" title="Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника»," align="left" class="pull-left">Общение и взаимодействие детского врача с маленькими пациентами и их родителями — особая сфера, требующая от специалиста наличия не только высоких профессиональных, но и целого спектра положительных личностных качеств. Каким должен быть врач, чтобы пользоваться заслуженным доверием и уважением у детей и взрослых? На эти и другие вопросы MedAboutMe ответила Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника», гг. Пушкино и Королев.

— Марина Юрьевна, расскажите, каковы особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии? Что важно учитывать детскому врачу в работе и общении с детьми и родителями?

— Одной из главных особенностей взаимодействия между детским врачом и его пациентами является «комплексная» коммуникация, основанная на контакте специалиста не только с самим ребенком, но и с родителями, которые одновременно являются и пациентами, и посредниками между доктором и ребенком, и ответственными взрослыми. От психологических особенностей родственников, присутствующих на приеме, зависит построение грамотной стратегии поведения врача.

Еще одна важная особенность медицинской этики в педиатрии — необходимость наличия специальных знаний и навыков в области возрастной психологии человека. Специалист должен принимать во внимание психологические возрастные особенности пациентов и их близких, для установления с ними максимально полноценного и эффективного контакта.

И, безусловно, кране важны глубокие знания в области возрастной патологии и физиологии, помогающие врачу правильно и своевременно выявлять отклонения, указывающие на развитие болезни. Врач должен уметь учитывать различия в особенностях развития организма человека в том или ином возрастном периоде.

Существует несколько негласных правил, применение которых на практике помогает специалисту наладить полноценный контакт с пациентами:

  • Немаловажный залог доверия ребенка и его родителей — поведение детского врача, его личный пример и человеческие качества. Если доктор доброжелателен, оптимистичен, аккуратен и обладает здоровым внешним видом, это уже половина успеха на пути к завоеванию уважения пациентов.
  • Лучший способ установить контакт с родителями — это вначале расположить к себе ребенка. Если взрослые видят, что ребенок испытывает к врачу симпатию, они непроизвольно проникаются к специалисту доверием и уважением.
  • Убедительное и четкое изложение информации о состоянии здоровья ребенка в корректной и мягкой форме служит для родителей свидетельством о достойном профессиональном уровне специалиста, вызывает доверие как к нему лично, так и к медучреждению, которое он представляет.
  • Еще одно важное качество детского врача — умение подавить страхи ребенка и родителей, внушить им веру в благополучный исход ситуации и тем самым превратить их в активных союзников на пути к достижению цели.
  • Уверенность и непоколебимость при предъявлении родителям определенных требований, способность врача убедительно аргументировать свою точку зрения способствуют облегчению лечебного процесса, поскольку взрослые не всегда осознают важность тех или иных терапевтических (профилактических) мероприятий.

— Как правильно доносить до родителей ребенка информацию о том или ином диагнозе? Стоит ли оперировать специальными терминами, и если да, то в каких случаях?

— Любой диагноз определяется соответствующей терминологией, однако стоит учитывать, что сложные медицинские термины вызывают у многих родителей панику; следовательно, их значение нужно разъяснять простым и понятным для взрослого языком.

Специалисту, работающему с детьми, важно понимать, что родители (бабушка, дедушка) больного ребенка, как правило, находятся в стрессовом состоянии. Поэтому, сообщая им о развитии тяжелого осложнения или опасном диагнозе, следует быть предельно осторожным и корректным в выражениях.

Информация о диагнозе должна быть максимально полноценна и доступна для восприятия пациентов, отражать практическую значимость и правильно услышана. Для этого необходимо соблюдать структурированность высказываний — в них не должно быть противоречий, мысль должна быть сформулирована на понятном для обывателя языке, содержать в себе элементы искреннего сопереживания о положительном и отрицательном прогнозе развития событий.

Читая взрослым медицинское заключение или расшифровывая им показатели лабораторных анализов, врач не должен «отдаляться» от ребенка и родителей как от людей, с их чувствами, страхами и переживаниями.

Не следует забывать и о том, что в число пациентов врача-педиатра, наряду с малышами и подростками, входят беременные женщины. С такой категорией пациентов следует проявлять особенные корректность и осторожность, поскольку неправильное поведение врача может крайне негативно отразиться не только на психоэмоциональном, но и на физическом здоровье будущей матери.

Секреты врачебной этики для родителей

— При назначении ребенку лекарственных препаратов многие родители выражают тревогу по поводу возможных побочных эффектов. Как выглядит правильная стратегия поведения специалиста в такой ситуации?

— Врач должен быть максимально уверен и убедителен в каждом слове. Специалисту необходимо уметь использовать логичные аргументы и доводы, при необходимости — своевременно оперировать данными исследований и доказанных методов в медицине. Стремиться максимально донести до пациентов, что, несмотря на наличие некоторых побочных действий лекарственных препаратов, их дозированное применение в данном случае необходимо, в то время как отказ от приема лекарств сопряжен с риском для здоровья ребенка. Идеально, если врач будет располагать реальными статистическими данными о невысоком проценте наступления побочных эффектов и максимальной эффективности медикаментозного средства.

— Как выработать верную тактику общения со «сложными» родителями, отказывающимися от соблюдения тех или иных врачебных рекомендаций, в том числе — от детских прививок?

— Действительно, отказ родителей от профилактических, диагностических или лечебных мероприятий нередко ставит врача в затруднительное положение. Многие взрослые рассматривают свое чадо как собственность, с которой они вправе поступать так, как считают нужным. Стремясь защитить ребенка от «лишних» или «опасных» процедур, такие родители зачастую выдвигают собственные, при этом не всегда адекватные, требования, не задумываясь о возможных последствиях.

Между тем, давно не требует доказательств тот факт, что отказ от профилактических прививок способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом и т. д. В связи с этим, при возникновении сложных моментов в общении с родителями для врача будет нелишним проявить доброжелательный авторитаризм, основанный на высокой профессиональной компетентности. Необходимо быть убедительным и настойчивым. При этом, даже в случае возникновения антипатии к родителю, ни в коем случае не стоит занимать осуждающую и критикующую позиции. Напротив, важно суметь выразить искреннюю заинтересованность в помощи и предложить родителям обсудить оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации. То есть, попытаться снизить тревожность у скептически настроенного взрослого и приложить усилия к тому, чтобы он принял в итоге рациональное и правильное решение.

Секреты врачебной этики для родителей

— Родителям нередко бывает свойственно разделять детских врачей на две категории — «хороший доктор» и «плохой доктор». Какими качествами должен обладать специалист, чтобы заслужить уважение и доверие маленьких пациентов и их родителей?

— Вопрос: «Что тако