Секреты врачебной этики для родителей

Статью проверил эксперт
Голубев Михаил Аркадьевич

Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника»,Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника», гг. Пушкино и Королев.

— Марина Юрьевна, расскажите, каковы особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии? Что важно учитывать детскому врачу в работе и общении с детьми и родителями?

— Одной из главных особенностей взаимодействия между детским врачом и его пациентами является «комплексная» коммуникация, основанная на контакте специалиста не только с самим ребенком, но и с родителями, которые одновременно являются и пациентами, и посредниками между доктором и ребенком, и ответственными взрослыми. От психологических особенностей родственников, присутствующих на приеме, зависит построение грамотной стратегии поведения врача.

Еще одна важная особенность медицинской этики в педиатрии — необходимость наличия специальных знаний и навыков в области возрастной психологии человека. Специалист должен принимать во внимание психологические возрастные особенности пациентов и их близких, для установления с ними максимально полноценного и эффективного контакта.

И, безусловно, кране важны глубокие знания в области возрастной патологии и физиологии, помогающие врачу правильно и своевременно выявлять отклонения, указывающие на развитие болезни. Врач должен уметь учитывать различия в особенностях развития организма человека в том или ином возрастном периоде.

Существует несколько негласных правил, применение которых на практике помогает специалисту наладить полноценный контакт с пациентами:

  • Немаловажный залог доверия ребенка и его родителей — поведение детского врача, его личный пример и человеческие качества. Если доктор доброжелателен, оптимистичен, аккуратен и обладает здоровым внешним видом, это уже половина успеха на пути к завоеванию уважения пациентов.
  • Лучший способ установить контакт с родителями — это вначале расположить к себе ребенка. Если взрослые видят, что ребенок испытывает к врачу симпатию, они непроизвольно проникаются к специалисту доверием и уважением.
  • Убедительное и четкое изложение информации о состоянии здоровья ребенка в корректной и мягкой форме служит для родителей свидетельством о достойном профессиональном уровне специалиста, вызывает доверие как к нему лично, так и к медучреждению, которое он представляет.
  • Еще одно важное качество детского врача — умение подавить страхи ребенка и родителей, внушить им веру в благополучный исход ситуации и тем самым превратить их в активных союзников на пути к достижению цели.
  • Уверенность и непоколебимость при предъявлении родителям определенных требований, способность врача убедительно аргументировать свою точку зрения способствуют облегчению лечебного процесса, поскольку взрослые не всегда осознают важность тех или иных терапевтических (профилактических) мероприятий.

— Как правильно доносить до родителей ребенка информацию о том или ином диагнозе? Стоит ли оперировать специальными терминами, и если да, то в каких случаях?

— Любой диагноз определяется соответствующей терминологией, однако стоит учитывать, что сложные медицинские термины вызывают у многих родителей панику; следовательно, их значение нужно разъяснять простым и понятным для взрослого языком.

Специалисту, работающему с детьми, важно понимать, что родители (бабушка, дедушка) больного ребенка, как правило, находятся в стрессовом состоянии. Поэтому, сообщая им о развитии тяжелого осложнения или опасном диагнозе, следует быть предельно осторожным и корректным в выражениях.

Информация о диагнозе должна быть максимально полноценна и доступна для восприятия пациентов, отражать практическую значимость и правильно услышана. Для этого необходимо соблюдать структурированность высказываний — в них не должно быть противоречий, мысль должна быть сформулирована на понятном для обывателя языке, содержать в себе элементы искреннего сопереживания о положительном и отрицательном прогнозе развития событий.

Читая взрослым медицинское заключение или расшифровывая им показатели лабораторных анализов, врач не должен «отдаляться» от ребенка и родителей как от людей, с их чувствами, страхами и переживаниями.

Не следует забывать и о том, что в число пациентов врача-педиатра, наряду с малышами и подростками, входят беременные женщины. С такой категорией пациентов следует проявлять особенные корректность и осторожность, поскольку неправильное поведение врача может крайне негативно отразиться не только на психоэмоциональном, но и на физическом здоровье будущей матери.

shutterstock_174167741.jpg

— При назначении ребенку лекарственных препаратов многие родители выражают тревогу по поводу возможных побочных эффектов. Как выглядит правильная стратегия поведения специалиста в такой ситуации?

— Врач должен быть максимально уверен и убедителен в каждом слове. Специалисту необходимо уметь использовать логичные аргументы и доводы, при необходимости — своевременно оперировать данными исследований и доказанных методов в медицине. Стремиться максимально донести до пациентов, что, несмотря на наличие некоторых побочных действий лекарственных препаратов, их дозированное применение в данном случае необходимо, в то время как отказ от приема лекарств сопряжен с риском для здоровья ребенка. Идеально, если врач будет располагать реальными статистическими данными о невысоком проценте наступления побочных эффектов и максимальной эффективности медикаментозного средства.

— Как выработать верную тактику общения со «сложными» родителями, отказывающимися от соблюдения тех или иных врачебных рекомендаций, в том числе — от детских прививок?

— Действительно, отказ родителей от профилактических, диагностических или лечебных мероприятий нередко ставит врача в затруднительное положение. Многие взрослые рассматривают свое чадо как собственность, с которой они вправе поступать так, как считают нужным. Стремясь защитить ребенка от «лишних» или «опасных» процедур, такие родители зачастую выдвигают собственные, при этом не всегда адекватные, требования, не задумываясь о возможных последствиях.

Между тем, давно не требует доказательств тот факт, что отказ от профилактических прививок способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом и т. д. В связи с этим, при возникновении сложных моментов в общении с родителями для врача будет нелишним проявить доброжелательный авторитаризм, основанный на высокой профессиональной компетентности. Необходимо быть убедительным и настойчивым. При этом, даже в случае возникновения антипатии к родителю, ни в коем случае не стоит занимать осуждающую и критикующую позиции. Напротив, важно суметь выразить искреннюю заинтересованность в помощи и предложить родителям обсудить оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации. То есть, попытаться снизить тревожность у скептически настроенного взрослого и приложить усилия к тому, чтобы он принял в итоге рациональное и правильное решение.

shutterstock_351645356.jpg

— Родителям нередко бывает свойственно разделять детских врачей на две категории — «хороший доктор» и «плохой доктор». Какими качествами должен обладать специалист, чтобы заслужить уважение и доверие маленьких пациентов и их родителей?

— Вопрос: «Что такое хороший детский врач?», прежде всего, требует ответа: «Для кого хороший?» Представления о том, какой специалист «плохой», а какой — «хороший», у ребенка, у родителей, у руководства медучреждения — индивидуальны.

Для родителей хороший врач — это, прежде всего, тот специалист, с которым у них совпадают взгляды на жизнь. Например, если мама «увлекается» в лечении ребенка применением различных лекарственных препаратов, она наверняка найдет «союзника» в лице врача, выписывающего достаточное, на ее взгляд, количество медикаментов при терапии того или иного детского заболевания. У мамы же, предпочитающей применять минимум лекарств в борьбе с детскими болезнями, больше доверия наверняка вызовет врач, придерживающийся аналогичного принципа.

Для ребенка хороший врач — это доктор, которого не вызывает у него страха и выглядит в его глазах «очень добрым». Такой врач умеет быстро и не больно посмотреть горло и ушки; рядом с ним даже пугающие процедуры, прививки или смены повязки на разбитой коленке кажутся вовсе не такими уж и «страшными» мероприятиями.

Что касается точки зрения медицины, то «хорошим» в данном случае следует считать такого специалиста, который обладает высоким уровнем профессионализма, по-настоящему увлечен своей работой, владеет правилами врачебной этики и в любых ситуациях ставит в приоритет здоровье пациента и его интересы.

Для любого врача, и особенно — педиатра — большое значение имеют не только его опыт и знания, но и человеческие качества. В целом, «хорошего» детского врача отличают:

  • Терпимость, доброжелательность; внимание и чуткость к маленьким пациентам и сочувствие к переживаниям их родителей.
  • Владение основами психологии; желание и умение налаживать результативный контакт с детьми и взрослыми.
  • Знание и соблюдение элементарных правил этикета.
  • Проявление предельной корректности и тактичности в донесении информации; умение объяснять сложное простыми и доступными словами.
  • Обладание высоким уровнем профессионализма; способность и готовность находить для пациентов несколько альтернативных, эффективных и безопасных схем лечения.
  • Стремление к поиску оптимального решения проблемы, с которой к нему обратились.
  • Полноценное владение информацией о состоянии фармацевтического рынка и эффективных новинках медицины.
  • Мотивированная уверенность в собственных профессиональных качествах, убедительность в словах и действиях.

И, конечно же, искренняя любовь к детям и неиссякаемая увлеченность своей профессией.

shutterstock_165178709.jpg

— Как лучше всего выстраивать взаимоотношения с врачом-педиатром и другими детскими специалистами самим родителям? Существуют ли какие-то «секреты» и «золотые правила» для пап и мам?

— Прежде всего, с врачом нужно «дружить». Если вы ходите, чтобы ваше взаимодействие со специалистом принесло максимально положительные результаты, не стоит провоцировать его на конфликты или демонстрировать свою «более высокую» компетентность в тех или иных медицинских вопросах.

Кроме того, не следует забывать о том, что ответственность за здоровье малыша возлагается, прежде всего, на самих родителей. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — это довериться профессионализму специалиста и дисциплинированно следовать всем его рекомендациям.

Вам наверняка повезло с детским врачом, если специалист:

  • на приеме уделяет вашему ребенку достаточно времени и внимания, проявляет искреннюю профессиональную заинтересованность в выборе наиболее эффективного метода лечения;
  • говорит с вами на простом и доступном языке, не оперирует, без наличия на то необходимости, сложными медицинскими терминами;
  • применяет методы и средства с доказанной эффективностью, аргументирует целесообразность тех или иных назначений;
  • не высказывает при вас своего мнения о профессиональной пригодности и компетентности других врачей;
  • с пониманием относится к вашему решению перепроверить поставленный диагноз или целесообразность назначения лекарственных препаратов;
  • проявляет корректность в финансовых вопросах и не злоупотребляет своим положением, в целях удовлетворения собственных материальных интересов.

Присутствие рядом с ребенком такого специалиста позволит вам быть уверенным в благополучии здоровья вашего малыша и превратит походы в детскую поликлинику в максимально полезное и результативное мероприятие. 

Удалось ли вам найти своего врача, которому вы полностью доверяете здоровье своего ребенка? Давайте обсудим это на форуме!

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Опубликовано 2016-07-22 13:25:04, обновлено 2022-05-19 13:38:45
Рейтинг статьи:
4,5

Читайте также

Этика и психология делового общения
Что нужно знать об этике и психологии делового общения для успешной карьеры. Читайте далее в статье.
День медика: что могут врачи?
В День медика MedAboutMe поздравляет всех медработников и выясняет: что врач может, а что он должен делать для пациента?
5 причин недоверия к врачам
Рано или поздно любому из нас приходится идти на прием к врачу. Но откуда такое острое чувство недоверия к людям в белых халатах?