Человек — существо социальное, на протяжении всей жизни он вынужден контактировать с другими членами общества. Существует множество тренингов, практик для развития коммуникативных навыков. К ним обращаются люди самых разных возрастов, профессий и положения. Все они преследуют одну цель — научиться продуктивно общаться с окружающими, грамотно выходить из конфликтов, доверять людям и соблюдать границы. Лишь немногие из людей с детства наделены качеством повышенной общительности. Чтобы ребёнок гармонично развивался, рос общительным и жизнерадостным, не стоит ограждать его от социума.
Ребёнок должен научиться уважать собеседника
В стремлении вырастить ребёнка легко идущим на контакт с окружающими важно привить ему также уважение к мнению и личному пространству другого человека. Дети часто весьма непосредственны и задают бестактные, по мнению взрослого человека, вопросы. Хотя делают они это не со зла. Стоит с самого детства объяснять ребёнку, какие темы и замечания уместны, а какие могут обидеть человека.
Родителям стоит всегда стараться быть отзывчивыми и внимательными, но в то же время следует объяснить малышу, что он не должен перебивать взрослых за исключением срочных неотложных вопросов. То, в какой манере дети общаются друг с другом, идет прежде всего из семьи.
В садиках и школах тоже учат правилам приличия: поднимать руку, когда хочешь что-то спросить или добавить к речи выступающего учителя или одноклассника; здороваться и прощаться, не кричать и не обзываться. Но если дома родители позволяют себе крики, употребление нецензурной лексики, то и ребёнок, скорее всего, будет вести себя так же, общаясь со сверстниками.
Маме и папе важно уважать друг друга и своего ребёнка, видеть в нем равного себе с самого детства, по возможности учить его дорожить отношениями с окружающими людьми. Сделать это можно, подавая собственный положительный пример.
Родителям стоит научить ребёнка слушать и наблюдать
Есть поговорка, которая гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Многие правила поведения можно усвоить, наблюдая за окружающими. Первые годы жизни ребёнок буквально считывает всю информацию, которую дает ему окружающий мир.
Он развивается, учится ползать, ходить, говорить и все больше копирует поведение мамы и папы. Стремится так же сидеть за столом, держать вилку, в играх имитирует готовку и глажку, вождение автомобиля и работу за компьютером.
Не менее чутко малыш улавливает интонации и фразы, которые взрослые непроизвольно или сознательно произносят в разных ситуациях. Часто родители даже записывают смешные выражения, которые маленькие дети так ловко и по теме вставляют в разговор. По мере взросления ребёнок уже не так внимательно относится к окружающим, больше концентрируется на собственных играх, проблемах и желаниях.
Важно сохранять и развивать в нем умение прислушиваться к настроениям и поведению близких людей. Обращать его внимание на то, что папа устал после работы или у бабушки болит голова. Поэтому стоит выбрать занятие более тихое, отложив барабан и маракасы в сторону.
Важно уметь честно признаться ребёнку, что у мамы плохое настроение, и она раздражена, поэтому лучше не заставлять повторять ее просьбу об уборке игрушек несколько раз. Тогда ребёнок не будет воспринимать ее резкость на свой счет и в следующий раз сможет избежать этой ситуации, правильно распознавая состояние мамы.
Подготавливая ребёнка к походу в новый для него коллектив, также можно предложить ему для начала присмотреться к поведению других людей. Посмотреть, какие дети приветливее всего и идут на контакт. И проявить инициативу, познакомившись с ними. Объяснить, что есть люди от природы замкнутые. И если они не отвечают на общение взаимностью, то это не значит, что дело в инициаторе разговора. А значит, не стоит замыкаться и прекращать попытки налаживания отношений.
Важно научить ребёнка правильно реагировать на эмоциональные проявления окружающих, уметь промолчать и заговорить, когда это уместно.
У детей должно быть регулярное общение со сверстниками
Даже если родители очень грамотно выстраивают общение с ребёнком, в семье царит гармония и взаимопонимание, взрослые не заменят общения со сверстниками. Ребёнку важно уметь адаптироваться к коллективу с равными себе по возрасту и жизненному опыту.
Кроме того, родители всегда немного предвзяты, они заинтересованы в эмоциональном благополучии сына или дочери, следовательно, не всегда объективны. Сверстники же учат реальному общению. Часто они не только не добры, но и жестоки, и человек рано или поздно столкнется со всеми красками жизни. Чем раньше ребёнок научится давать отпор, находить компромиссы, заводить дружбу, тем лучше для него.
В возрасте до трех лет малышам достаточно общения во время прогулок, посещения игровых комнат или гостей в сопровождении взрослого. Но уже с детсадовского возраста ему становится недостаточно игр с близкими дома, у него появляются первые друзья, с которыми ему интереснее проводить время.
В школьные годы он проводит с ними время вне уроков или дружит с кем-то из класса. И это не просто праздное времяпрепровождение, как может показаться взрослым. Это опыт, развитие коммуникативных навыков, а также общение, без которого не может жить человек.
Родителям не стоит полностью отстраняться от этой сферы, нужно интересоваться жизнью и друзьями своего ребёнка, стараться сохранять с ним доверительные отношения, чтобы в случае чего за советом он обращался к ним, а не к посторонним людям.
Способные ли игры в команде развить коммуникативный навык?
Игровой формат развития навыков общения часто применяют психологи в работе со взрослыми людьми и с детьми. Всевозможные тренинги призваны раскрепостить даже самого стеснительно человека. Элемент игры должен расслабить, придать упражнениям нотки веселья.
Игры с другими детьми во дворе, детском саду, в гостях или на перемене в школе также выявляют лидерские задатки, выявляют скрытые проблемы, порождают ссоры и примирения. То же самое происходит во время спортивных командных игр: перед командой стоит общая задача, достичь которую можно разными способами.
Нередко между соратниками возникают конфликты, споры, конкуренция. Кто-то становится капитаном или нападающим, другие стремятся занять его место. Не всегда игроки довольны решениями тренера. С ним тоже могут складываться разные отношения.
Так игры учат детей взаимодействовать друг с другом, подготавливают ко взрослой жизни, в которой люди также играют роли коллег, начальников, подчиненных, соседей, знакомых. Существуют негласные правила общения между людьми в зависимости от их близости, окружающей обстановки и среды, и освоить их лучше еще в детстве.