Как это ни грустно, но школьные каникулы заканчиваются. Практически каждый ребёнок школьного возраста немного сожалеет о том, что 1 сентября снова придется возвращаться в школу, посещать занятия и выполнять домашние задания. За 3 летних месяца дети успевают расслабиться, и войти в учебный ритм не так просто. В итоге их успеваемость в начале учебного года может быть ниже, а отметки — хуже. Поэтому важно минимизировать стресс от необходимости снова привыкать к дисциплине и требованиям педагогов.
Почему ребёнок неохотно возвращается к учебе?
Каждый ребёнок школьного возраста имеет свой жизненный ритм. Одним достаточно первых двух недель, чтобы снова «втянуться» в учебу, другие «раскачиваются» по два месяца. Вторая категория школьников привыкает к урокам гораздо медленнее и для них каникулы могут продолжаться дольше. Ситуацию может усугубить появление новых учителей и новых требований.
Одной из самых главных составляющих продуктивности ребёнка и взрослого является полноценный сон. Школьники радуются наступлению каникул, потому что на 3 месяца можно забыть о будильнике, просыпаться не в 6-7, а в 9-10 утра, а также смотреть фильмы или играть в компьютерные игры допоздна. За это время организм успевает перестроиться, и вот в сентябре нужно снова ложиться и вставать в одно и то же время. Недостаток сна отрицательно влияет на общую собранность и успеваемость ребёнка.
Ухудшение учебных показателей в первые месяцы после окончания летних каникул могут привести к недовольству родителей и педагогов. Упреки в адрес ребёнка не будут способствовать улучшению обстановки в семье и школе. Поэтому наиболее разумно поступают те педагоги, которые не разбирают новые темы сразу в самом начале учебного года, а дают время на повторение пройденного в прошлом году.
Не всем детям удается начать новый учебный год без стресса, вызванного необходимостью срочно перестраивать распорядок дня. Поэтому родителям и учителям не следуют упрекать их за то, что они «разболтались» — просто для возвращения в учебный ритм нужно время.
Как вернуть мотивацию к урокам в начале учебного года?
Большую часть времени дети школьного возраста и подростки проводят в школе. Они не просто посещают уроки, но и встречаются с друзьями и одноклассниками, а также участвуют во внеклассных занятиях. Но современные школьники посещают не только школу, но и дополнительные занятия в кружках или с репетиторами. Высокая загруженность может легко стать причиной потери мотивации к учебе и ухудшения успеваемости даже по любимым предметам. Если предмет нелюбимый, то ситуация усугубляется. Поэтому школьник может откладывать подготовку домашнего задания или совсем не уделять внимания этому предмету.
Другая причина потери мотивации к учебе — это стресс, вызванный конфликтами с одноклассниками или учителями. Если школьнику предстоит снова возвращаться туда, где его ждут один или несколько недоброжелателей, то его организм может отреагировать не это нежеланием просыпаться по утрам, есть или заболеть ради того, чтобы не идти в школу.
При изменении поведения ребёнка и ухудшении успеваемости, родителям не следует набрасываться на школьника с обвинениями, а спокойно поговорить и обсудить возникшие проблемы. Вполне возможно, что у него пропала мотивация к учебе, не вызывают интереса некоторые уроки или возник конфликт. Одним из возможных решений может стать переход в другую школу, занятия в которой будут больше соответствовать его интересам.
Вопрос мотивации школьника к учебе гораздо глубже, чем стремление родителей заставить его учиться. Метод кнута и пряника также не самый эффективный. Взрослая жизнь представляется школьнику довольно отдаленной перспективой, к тому же мир востребованных профессий меняется гораздо быстрее, чем 15-20 лет назад. Поэтому лучшими способами мотивации будет вера родителей в успехи детей.
Если родители замечают, что у детей пропала мотивация к учебе, не следует насильно усаживать их за учебники или применять какие-либо репрессивные меры. Лучшим решением будет не ругать их за ошибки и неудачи, а хвалить за положительные моменты в учебе или самим увлечься сложным предметом. Когда у школьника что-то получается хорошо, он с радостью и интересом будет стремиться к выполнению домашнего задания.
Как пережить начало учебного года без стрессов?
В зависимости от возраста школьника, методы подготовки к предстоящему учебному году могут отличаться. Первокласснику необходимо поближе познакомиться с особенностями школьного распорядка, дисциплины, правилами чтения и письма. В этом ему помогут короткие занятия с родителями, а также знакомство с будущим учителем.
Для школьников 8-12 лет летом важно не забывать о любимых занятиях и поддерживать мир собственных увлечений. Кроме литературы, предлагаемой школьной программой, полезно почитать те книги, которые интересны самим детям. Если финансовый возможности семьи позволяют, вполне можно отправить школьника на обучение в летний лагерь, где изучают иностранные языки или другие предметы в увлекательной и развлекательной форме.
Старшекласснику вернуться к учебе помогут курсы профориентации. Так он сможет определиться с тем, каким предметам следует уделить больше внимания в новом учебном году перед сдачей государственных экзаменов. И всем школьникам без исключения необходимо правильно питаться, высыпаться и не забывать о физической активности.
Школьнику будет гораздо проще «вернуться в строй» после летних каникул, если он не был перегружен учебой после завершения предыдущего учебного года. Ошибкой многих родителей будет стремление загрузить его в полную силу. Так мотивация к учебе может не только не появиться, а полностью исчезнуть.
Качественно и полноценно отдохнувший и получивший много новых впечатлений во время каникул школьник вернется к учебе и друзьям с удовольствием. Разумеется, каникулы не должны быть «продолжением» учебного года, но во время их стоит помнить о распорядке дня, утренней зарядке и полноценном питании. Так школьнику будет проще снова привыкнуть к ранним подъемам и учебному расписанию.