Урок
Урок (учебное занятие) – организационная форма работы педагога с обучаемыми, осуществляемая согласно утвержденному в образовательном учреждении расписанию и направленная на развитие и обучение школьников.
Классно-урочная система обучения
Подобная система обучения предполагает особый вид организации процесса обучения с целью передачи знаний педагогами обучаемым, сгруппированным для занятий в постоянный класс (т.е. коллектив учащихся), в образовательных заведениях.
Учащиеся, объединенные в класс, обычно продолжают совместное обучение в течение всего периода пребывания в образовательном заведении. Как правило, он длится учебный год. Курс обучения состоит из нескольких лет. Классно-урочная система соединяет классы по вертикали и по горизонтали.
Вертикально:
- классы располагаются один над другим;
- обозначать класс принято с помощью порядковых числительных;
- ступень – временно-содержательная.
Горизонтально:
- расположение классов параллельно друг другу;
- работа проводится по однотипным программам;
- обозначение буквенное при соответствующем числительном.
Для специализированных классов может применяться другая система соединения.
Систему персонального обучения заменили отдельными элементами классно-урочной еще в античном мире.
Необходимость внедрения такой системы первоначально в теории обосновал Ян Каменский.
Урок – форма организации обучения
Главная форма проведения обучающих занятий, принятая в классно-урочной системе, называется уроком. Ценный вклад в разработку уроков внес выдающийся педагог Константин Ушинский.
Для уроков характерны:
- строго регламентированный объем учебной работы;
- определенные правила ее проведения учебной работы;
- фиксированная продолжительность для различных возрастных групп;
- выполнение работы по отдельному предмету;
- обучение проводится учителем;
- познавательный материал подается в утвержденных учебниках;
- темы преподаются дозировано и последовательно;
- освоение и закрепление изученного происходит во время выполнения домашнего задания.
Расписание уроков
Уроки в образовательных заведениях любого типа проводятся согласно строго установленному расписанию. Регламентируется организация школьного расписания соответствующими Санитарными правилами и нормами (СанПиН) (т.е. официальный и определяющий санитарные требования к проведению учебных занятий документ в образовательных учреждениях РФ).
Плановые уроки и факультативные курсы проводятся согласно особо составленному расписанию.
Факультативы рекомендовано проводить тогда, когда набор необходимых уроков минимальный. Обязательно планируется перерыв не менее 45 минут между окончанием плановых уроков и началом факультатива.
Составляя школьное расписание, следует учитывать:
- нормы дневной и недельной умственной работоспособности обучаемых;
- степень сложности предметов;
- предусмотреть очередность занятий разной сложности (ежедневное и еженедельное);
- учитывать ступень обучения.
Запрещается:
- включение в расписание трудных предметов на первом и последнем уроках;
- проведение сдвоенных занятий для обучающихся в начальной школе;
- планировать несколько тестирований и контрольных работ на один учебный день.
Пропуски уроков ведут к отставанию и потере качества знаний, поэтому недопустимы без уважительных причин.
Продолжительность уроков
Согласно СанПиНу определяется и продолжительность уроков для всех категорий обучающихся в образовательном заведении.
Длительность уроков обычно рекомендована:
- для младших школьников (1 класс) – не превышая 35 минут;
- для всех прочих категорий обучаемых – не более 45 минут;
- для обучающихся в компенсирующих классах – 40 минут.
Подобная длительность уроков определена экспериментальным путем и подтверждает, что качество усвоения учебного материала наиболее высокое за 45 минут.
Сокращение продолжительности урока допускается в исключительных обстоятельствах или в праздничные дни.
Типы уроков по ФГОС
В системе образования России ФГОС (Федеральный государственный стандарт) представляет собой перечень обязательных требований для любых образовательных организаций, предъявляемых к результативности в процессе обучения.
Новые требования распространяются, в первую очередь, на формы проведения учебных занятий. Главное отличие ФГОСов нового поколения в том, что они призваны развивать личность обучаемого с помощью различных видов учебной деятельности.
Уроки, соответственно новым ФГОСам, сохраняют свой статус, как основной формы организации учебного процесса, но требования к занятиям и их классификация существенно изменились.
Согласно новым стандартам, урок ориентирован на:
- развитие индивидуальных качеств обучаемого;
- самостоятельную работу ученика;
- управление учителем учебным процессом, исключающим авторитарность;
- организацию помощи учащемуся со стороны учителя при освоении познаний.
Согласно обновленным стандартам выделяются типы уроков строго в соответствии с поставленными целями:
- получение новейших знаний;
- индивидуальное оценивание результатов своей деятельности по окончании урока, т.е. рефлексия;
- систематизация знаний;
- формирование способности к контролю и оценке своих действий и взаимному контролю.
Урок первого типа, т.е. познание и приобретение неизвестных ранее обучающемуся навыков и умений, нацелен на освоение новых терминов и понятий, приобретение навыков самостоятельного нахождения знаний.
Во время урока учитель формирует новые понятия, расширяет познания обучающихся, включая новые определения, терминологию, описания.
Урок второго типа, т.е. обучение самооценке имеет целью формирование у детей способности обнаружить и осмыслить свои причины сложностей в освоении знаний, обучение самостоятельному устранению трудностей и дальнейшему самоанализу во избежание повторения конфликтных ситуаций.
Урок третьего типа, т.е. обучение систематизировать и обобщать знания, целенаправленно развивает умения учеников структурировать полученные знания, уметь переходить от части к целому и различать как весь комплекс полученных знаний увязан с общей изучаемой темой.
Урок четвертого типа, т.е. развивающий навыки самоконтроля и самопроверки, нацелен на обучение детей способам самостоятельной проверки полученных знаний и вырабатывает навык учащегося к взаимному контролю полученных умений.
Этапы уроков
Образовательные стандарты ввели обновленные требования к структуре учебных занятий. Вместо привычного слова «урок» появляется другое определение – «ситуация». Она, соответственно ФГОСу, называется «учебной». В этих условиях учитель обязан не преподать готовое, а построить на уроке определенную учебную ситуацию, когда обучаемые самостоятельно находят изучаемый объект, исследуют и сравнивают его с тем, что было изучено ранее и, при этом, самостоятельно формулируют описание.
Урок по ФГОС предполагает следующие этапы:
- мотивация, т.е. создание условий, когда появляется внутренняя потребность к обучению;
- актуализация, т.е. повторение уже изученного и формирование потребности к изучению нового материала и выполнение проверочных действий по усвоению нового материала;
- выявление затруднений, их обобщение и выстраивание схемы преодоления появившихся трудностей;
- воплощение плана по обретению умений и навыков;
- первоначальное закрепление изученного;
- самостоятельная оценка действий (рефлексия), т.е. самопроверка.
Виды уроков
Каждый тип урока, соответственно требованиям ФГОС, предполагает различные виды обучающих занятий.
Учитель вправе использовать как традиционные, так и нестандартные виды деятельности.
Урок, где для обучающихся открывается новое может проходить в виде:
- экскурсий или путешествий;
- лекций или бесед;
- инсценизаций или игр;
- конференций или проблемных уроков.
Урок-рефлексия предполагает самостоятельную оценку знаний, а значит и видами его могут быть:
- тематические игры;
- обсуждения или семинары;
- рассуждения и описания.
Уроки, направленные на систематизацию знаний, проводятся с применением наиболее разнообразных видов:
- обсуждения и диспуты;
- конкурсы и обзорные лекции;
- консультации и конференции;
- уроки-откровения и уроки-совершенствования.
Уроки, обучающие самостоятельному оцениванию приобретенных умений и знаний, обычно имеют следующие виды:
- защиты проектов и творческие отчеты;
- сочетание письменных и устных работ;
- тестирования и викторины.
Требования к современному уроку в школе
Традиционные и современные уроки существенно различаются, поэтому новые стандарты предъявляют к современным учебным ситуациям иные требования, чем к традиционным.
Традиционные задачи уроков прежнего типа предполагали снабжение знаниями с помощью объяснений с применением наглядных пособий, наблюдений, созерцаний и описаний полученных знаний.
Современный урок, отвечающий новым стандартам, формирует знания с помощью комплексного сочетания средств обучения.
Для этого используют методы:
- объяснительные;
- иллюстративные;
- поисковые;
- исследовательские;
- дискуссионные;
- технические.
Формы работы на уроке также изменились.
Широко применяются:
- групповые и парные;
- индивидуальные и фронтальные;
- звеньевые.