Уроки

Урок

Урок (учебное занятие) – организационная форма работы педагога с обучаемыми, осуществляемая согласно утвержденному в образовательном учреждении расписанию и направленная на развитие и обучение школьников.

Классно-урочная система обучения

Подобная система обучения предполагает особый вид организации процесса обучения с целью передачи знаний педагогами обучаемым, сгруппированным для занятий в постоянный класс (т.е. коллектив учащихся), в образовательных заведениях.

Учащиеся, объединенные в класс, обычно продолжают совместное обучение в течение всего периода пребывания в образовательном заведении. Как правило, он длится учебный год. Курс обучения состоит из нескольких лет. Классно-урочная система соединяет классы по вертикали и по горизонтали.

Вертикально:

  • классы располагаются один над другим;
  • обозначать класс принято с помощью порядковых числительных;
  • ступень – временно-содержательная.

Горизонтально:

  • расположение классов параллельно друг другу;
  • работа проводится по однотипным программам;
  • обозначение буквенное при соответствующем числительном.

Для специализированных классов может применяться другая система соединения.

Систему персонального обучения заменили отдельными элементами классно-урочной еще в античном мире.

Необходимость внедрения такой системы первоначально в теории обосновал Ян Каменский.

Урок – форма организации обучения

Урок – форма организации обучения

Главная форма проведения обучающих занятий, принятая в классно-урочной системе, называется уроком. Ценный вклад в разработку уроков внес выдающийся педагог Константин Ушинский.

Для уроков характерны:

  • строго регламентированный объем учебной работы;
  • определенные правила ее проведения учебной работы;
  • фиксированная продолжительность для различных возрастных групп;
  • выполнение работы по отдельному предмету;
  • обучение проводится учителем;
  • познавательный материал подается в утвержденных учебниках;
  • темы преподаются дозировано и последовательно;
  • освоение и закрепление изученного происходит во время выполнения домашнего задания.

Расписание уроков

Уроки в образовательных заведениях любого типа проводятся согласно строго установленному расписанию. Регламентируется организация школьного расписания соответствующими Санитарными правилами и нормами (СанПиН) (т.е. официальный и определяющий санитарные требования к проведению учебных занятий документ в образовательных учреждениях РФ).

Плановые уроки и факультативные курсы проводятся согласно особо составленному расписанию.

Факультативы рекомендовано проводить тогда, когда набор необходимых уроков минимальный. Обязательно планируется перерыв не менее 45 минут между окончанием плановых уроков и началом факультатива.

Составляя школьное расписание, следует учитывать:

  • нормы дневной и недельной умственной работоспособности обучаемых;
  • степень сложности предметов;
  • предусмотреть очередность занятий разной сложности (ежедневное и еженедельное);
  • учитывать ступень обучения.

Запрещается:

  • включение в расписание трудных предметов на первом и последнем уроках;
  • проведение сдвоенных занятий для обучающихся в начальной школе;
  • планировать несколько тестирований и контрольных работ на один учебный день.

Пропуски уроков ведут к отставанию и потере качества знаний, поэтому недопустимы без уважительных причин.

Продолжительность уроков

Согласно СанПиНу определяется и продолжительность уроков для всех категорий обучающихся в образовательном заведении.

Длительность уроков обычно рекомендована:

  • для младших школьников (1 класс) – не превышая 35 минут;
  • для всех прочих категорий обучаемых – не более 45 минут;
  • для обучающихся в компенсирующих классах – 40 минут.

Подобная длительность уроков определена экспериментальным путем и подтверждает, что качество усвоения учебного материала наиболее высокое за 45 минут.

Сокращение продолжительности урока допускается в исключительных обстоятельствах или в праздничные дни.

Типы уроков по ФГОС

Типы уроков по ФГОС

В системе образования России ФГОС (Федеральный государственный стандарт) представляет собой перечень обязательных требований для любых образовательных организаций, предъявляемых к результативности в процессе обучения.

Новые требования распространяются, в первую очередь, на формы проведения учебных занятий. Главное отличие ФГОСов нового поколения в том, что они призваны развивать личность обучаемого с помощью различных видов учебной деятельности.

Уроки, соответственно новым ФГОСам, сохраняют свой статус, как основной формы организации учебного процесса, но требования к занятиям и их классификация существенно изменились.

Согласно новым стандартам, урок ориентирован на:

  • развитие индивидуальных качеств обучаемого;
  • самостоятельную работу ученика;
  • управление учителем учебным процессом, исключающим авторитарность;
  • организацию помощи учащемуся со стороны учителя при освоении познаний.

Согласно обновленным стандартам выделяются типы уроков строго в соответствии с поставленными целями:

  • получение новейших знаний;
  • индивидуальное оценивание результатов своей деятельности по окончании урока, т.е. рефлексия;
  • систематизация знаний;
  • формирование способности к контролю и оценке своих действий и взаимному контролю.

Урок первого типа, т.е. познание и приобретение неизвестных ранее обучающемуся навыков и умений, нацелен на освоение новых терминов и понятий, приобретение навыков самостоятельного нахождения знаний.

Во время урока учитель формирует новые понятия, расширяет познания обучающихся, включая новые определения, терминологию, описания.

Урок второго типа, т.е. обучение самооценке имеет целью формирование у детей способности обнаружить и осмыслить свои причины сложностей в освоении знаний, обучение самостоятельному устранению трудностей и дальнейшему самоанализу во избежание повторения конфликтных ситуаций.

Урок третьего типа, т.е. обучение систематизировать и обобщать знания, целенаправленно развивает умения учеников структурировать полученные знания, уметь переходить от части к целому и различать как весь комплекс полученных знаний увязан с общей изучаемой темой.

Урок четвертого типа, т.е. развивающий навыки самоконтроля и самопроверки, нацелен на обучение детей способам самостоятельной проверки полученных знаний и вырабатывает навык учащегося к взаимному контролю полученных умений.

Этапы уроков

Образовательные стандарты ввели обновленные требования к структуре учебных занятий. Вместо привычного слова «урок» появляется другое определение – «ситуация». Она, соответственно ФГОСу, называется «учебной». В этих условиях учитель обязан не преподать готовое, а построить на уроке определенную учебную ситуацию, когда обучаемые самостоятельно находят изучаемый объект, исследуют и сравнивают его с тем, что было изучено ранее и, при этом, самостоятельно формулируют описание.

Урок по ФГОС предполагает следующие этапы:

  • мотивация, т.е. создание условий, когда появляется внутренняя потребность к обучению;
  • актуализация, т.е. повторение уже изученного и формирование потребности к изучению нового материала и выполнение проверочных действий по усвоению нового материала;
  • выявление затруднений, их обобщение и выстраивание схемы преодоления появившихся трудностей;
  • воплощение плана по обретению умений и навыков;
  • первоначальное закрепление изученного;
  • самостоятельная оценка действий (рефлексия), т.е. самопроверка.

Виды уроков

Виды уроков

Каждый тип урока, соответственно требованиям ФГОС, предполагает различные виды обучающих занятий.

Учитель вправе использовать как традиционные, так и нестандартные виды деятельности.

Урок, где для обучающихся открывается новое может проходить в виде:

  • экскурсий или путешествий;
  • лекций или бесед;
  • инсценизаций или игр;
  • конференций или проблемных уроков.

Урок-рефлексия предполагает самостоятельную оценку знаний, а значит и видами его могут быть:

  • тематические игры;
  • обсуждения или семинары;
  • рассуждения и описания.

Уроки, направленные на систематизацию знаний, проводятся с применением наиболее разнообразных видов:

  • обсуждения и диспуты;
  • конкурсы и обзорные лекции;
  • консультации и конференции;
  • уроки-откровения и уроки-совершенствования.

Уроки, обучающие самостоятельному оцениванию приобретенных умений и знаний, обычно имеют следующие виды:

  • защиты проектов и творческие отчеты;
  • сочетание письменных и устных работ;
  • тестирования и викторины.

Требования к современному уроку в школе

Традиционные и современные уроки существенно различаются, поэтому новые стандарты предъявляют к современным учебным ситуациям иные требования, чем к традиционным.

Традиционные задачи уроков прежнего типа предполагали снабжение знаниями с помощью объяснений с применением наглядных пособий, наблюдений, созерцаний и описаний полученных знаний.

Современный урок, отвечающий новым стандартам, формирует знания с помощью комплексного сочетания средств обучения.

Для этого используют методы:

  • объяснительные;
  • иллюстративные;
  • поисковые;
  • исследовательские;
  • дискуссионные;
  • технические.

Формы работы на уроке также изменились.

Широко применяются:

  • групповые и парные;
  • индивидуальные и фронтальные;
  • звеньевые.

Источники знаний стали намного разнообразнее, чем прежде:

  • радио и телепрограммы;
  • фрагменты кинофильмов и анимация;
  • интернет-ресурсы разных видов.

Современный урок предоставляет обучающимся возможность:

  • решать познавательные задачи;
  • высказывать предложения;
  • реализовывать творческий потенциал;
  • развивать личность учащихся.

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОС

Словосочетание «технологическая карта» заимствовано из производства, где это понятие обозначает некий документ, составленный по определенному стандарту и содержащий все данные для выполнения технологически выверенного процесса.

Для его правильного выполнения, в карте должны содержаться ответы на вопросы:

  • тип выполняемой операции;
  • последовательность выполнения;
  • необходимая периодичность исполнения;
  • время, отведенное для операции;
  • оснащение процесса;
  • ожидаемый результат выполнения.

Новые стандарты в образовании предъявляют особые требования к оформлению уроков. К числу нововведений относится и составление технологических карт.

Таким образом, согласно новым требованиям, современный урок должен быть обеспечен особой методической продукцией, определяемой как технологическая карта урока. Цель нововведения – повысить качество и улучшить эффективность преподавания школьных предметов, освоить образовательные программы согласно ФГОС.

Требования ФГОС к учебному процессу предполагают его организацию, обеспечивающую последовательные действия по приобретению самого главного умения – учиться.

Новые стандарты нацелены на системное развитие личности ребенка и формирование способов деятельности необходимых для достижения планируемых результатов.

Изменения, соответственно, коснулись не только содержания уроков, но и формы их организации. Урок должен быть спланирован и нацелен на осознанные действия, формирующие результаты обучения.

Соответственно, структура технокарты урока в этом случае следующая:

  • фиксирование видов деятельности педагога на уроке;
  • отражение активности обучаемых;
  • виды образовательных результатов;
  • взаимодействие учителя и учащихся во время урока.

Технологическая карта позволяет школьной администрации контролировать:

  • выполнение учебных программ;
  • достижение планируемых результатов.

Виды технологических карт

Вариантов составления технологических карт множество. Это связано с тем, что единый взгляд на функции, структуру и сущность этого документа среди педагогов пока не сформирован.

Тем не менее технокарта представляет собой:

  • графический сценарий урока;
  • отражение обобщенных действий учителя и обучающихся;
  • демонстрация педагогических методов, применяемых учителем на уроке.

Наиболее распространенным видом технологической карты является форма в виде таблицы. Причем она универсальна для использования на любом уроке, вне зависимости точные это науки или гуманитарные.

Структура технологической карты урока:

  • «шапка»;
  • таблица, содержащая основные элементы и этапы урока;
  • дополнительные материалы (тесты, схемы, решения задач)

Существуют три основных вида технологических карт, применяемых учителями.

Таблица первого вида содержит данные:

  • о технологии проведения урока;
  • задания для каждого этапа (развивающие, обучающие, диагностирующие).

Второй вид таблицы включает:

  • сведения об этапах урока;
  • сведения о формируемых универсальных учебных действиях (УУД);
  • планируемая деятельность учителя и учащихся.

Третий вариант таблицы представляет:

  • этапы урока;
  • деятельность, осуществляемая педагогом и обучаемыми.

Отличия между технологической картой и конспектом урока

Отличия между технологической картой и конспектом урока

Конспект урока был и остается важным элементом в работе учителя. Он – основа, позволяющая импровизировать на уроке, не отступая от главной цели. Конспект – систематическая и логически объединяющая тезисы и планы запись.

Технологическая карта – это по сути план урока, но отличия между ними существуют:

  • в определении содержания;
  • в приемах деятельности;
  • в дифференциации;
  • в форме получе