Обучение ребёнка в школе не всегда проходит гладко и радостно. Нередко в школе бывают стрессы и конфликтные ситуации с учителем. После относительно свободного распорядка в детском саду дети попадают в школьную рабочую обстановку с более строгими требованиями и правилами. Трудности наиболее вероятны в адаптационном начальном периоде обучения и в сложном подростковом возрасте.
Признаки конфликта между ребёнком и педагогом
Конфликты ученика и учителя возникают по разным причинам. Часто дети чувствуют себя недооцененными, несправедливо наказанными. Строгость и требовательность учителей вызывает ответную реакцию как у впечатлительных и нервных детей, так и у излишне энергичных и непослушных. Бывают случаи резкой антипатии учителя к ученику, проявление личных отрицательных качеств взрослого и ребёнка. Не каждый учитель отличается терпением и высоким профессионализмом. Не все дети послушны и умны.
Обычно родители узнают о конфликтной ситуации только тогда, когда их приглашают на беседу к учителю или директору. Но, если проявлять постоянное внимание к делам и учебе ребёнка, можно увидеть характерные признаки зарождающейся проблемы раньше и принять меры для ее устранения.
О школьных проблемах может сигнализировать падение интереса к учебе, нежелание идти в школу, общая нервозность ученика, неуверенность, слезливость, плохой сон. Родителей должны насторожить и низкие оценки по конкретному школьному предмету, критика учителя и пренебрежительное отношение к его предмету. Все это может стать поводом для знакомства с преподавателем.
Записи в дневнике только от одного и того же учителя постоянно также свидетельствуют о проблемах с конкретным педагогом или по одному предмету.
Как могут помочь родители
Прежде, чем выносить суждение и что-то делать, родителям надо разобраться в ситуации. Обязательно надо выслушать школьника, дать ему возможность высказаться, может быть, поплакать, узнать, как бы он хотел разрешить конфликт.
Важно, чтобы ребёнок был предельно откровенен при описании ситуации. Пусть он сам расскажет всю правду. Ему можно помочь формулировать мысли нейтральными вопросами: что сказал учитель? Что ты ответил?
В некоторых случаях доверительной беседы может быть достаточно. Если родители не станут сразу же бросаться на защиту ребёнка, а попробуют мягко скорректировать его поведение разумными советами, то этого может хватить для разрешения ситуации.
Разговор с ребёнком поможет, если на уроках он вступает в споры с учителем, доказывая свою правоту или большую осведомленность в каких-то вопросах. Чаще это случается в подростковом возрасте. Подросток хочет самоутвердиться, повысить свой авторитет в классе. Ему нужно объяснить, что не стоит это делать за счет учителя. Это некорректно и может привести к новым конфликтам.
Для самоутверждения есть много других способов, о которых ребёнку надо рассказать. Это успешная учеба, достижения в спорте, победы на олимпиадах, увлечение рисованием, театром, танцами. Авторитетом пользуются дети, которые добиваются больших высот в своих любимых занятиях.
Беседа с учителем
Если конфликт представляется родителям более серьезным, то без разговора с учителем не обойтись. Ребёнок может сказать неправду или недосказать что-то важное. Версия педагога о конфликте может быть совершенно другой. Поэтому нужно выслушать обе стороны.
Возможно, это будет сложный разговор, и родителям предстоит узнать много нового и неприятного о своем любимом малыше. Учителю тоже будет полезно лучше познакомиться с характером и возможностями своего ученика.
Может быть, ребёнку просто требуется больше времени на выполнение заданий, или он рассеян, пуглив и теряется при вызове к доске. Агрессивные и упрямые дети и подростки могут остро реагировать на критику в свой адрес, которая пошатнет их авторитет у одноклассников, и сознательно провоцировать слабого учителя на конфликт. Подобные ситуации потребуют действий и от учителя, и от взрослых членов семьи.
Поэтому перед походом в школу родителям следует запастись терпением, не проявлять агрессию при разговоре, показать учителю намерение сотрудничать и выработать совместную стратегию действий.
В некоторых ситуациях помогает встретиться втроем вместе с учителем и ребёнком. Так выяснятся все детали конфликта, обе стороны смогут принести извинения при необходимости, помириться.
Действовать нужно незамедлительно, не откладывая на потом. Так как учебный процесс не стоит на месте. Ребёнку будет все тяжелее общаться с учителем, с которым он поссорился. Он будет пропускать уроки по нелюбимому предмету. Позднее может появиться отвращение к учебе, подросток может отказаться ходить в школу.
В самых трудных случаях остается кардинальное решение — сменить место учебы. Если у ребёнка в школе много друзей и расположено учебное заведение неподалеку от дома, то можно ограничиться переводом ученика в параллельный класс, где не преподает учитель, с которым не сложились отношения. Прежде чем решать этот вопрос с руководством школы, надо убедиться, что ребёнка устраивает такое решение и он готов к смене коллектива.
Профилактика конфликтных ситуаций
Любой школьный конфликт — это стрессовая ситуация для всех его участников. Поэтому при подготовке ребёнка к школе следует уделять внимание и его психологическому состоянию. Надо настраивать будущего ученика на работу, на выполнение требований и правил, на уважительное отношение к преподавательскому составу.
Не следует при ребёнке плохо отзываться о школе, критиковать уровень преподавания, высмеивать внешний вид учителя. Не нужно делиться воспоминаниями о своих детских проказах. У детей будет сильное желание повторить проделки папы или мамы. Серьезное отношение родителей к учебному процессу и учителям, помощь при выполнении школьных заданий повлияет на поведение и прилежание ученика.
Профилактика конфликтов должна включать и участие родителей в жизни школы. Обычно у детей вызывает гордость, если их мама или папа становится членом родительского комитета, ведет какой-либо дополнительный кружок, помогает учителю во время экскурсий и поездок. Родители должны наладить хорошие отношения с учителями, чтобы вовремя и конструктивно решать возникающие проблемы и не доводить их до стадии крупного конфликта.
От психологического состояния школьника зависит и его успеваемость, сдача итоговых экзаменов и дальнейшие перспективы учебы и работы. Поэтому важно поддерживать отношения с учителями независимо от их требований к ребёнку.