05.10.2016 Обновлено: 30.06.2021 2047

Почему подростки рискуют жизнью?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

Подростковый период часто ассоциируется с рискованным, опасным поведением, непослушанием и бунтарством. Именно на этот возраст приходится формирование самоидентичности и собственной системы ценностей. Подросткам свойственен поисковой характер деятельности, желание попробовать новое и стать похожими на взрослых. Поэтому для родителей в этот период важно поддержать ребенка, защитить его и не потерять с ним контакт.

Что такое «рискованное поведение» подростков?

Рискованное поведение подростков определяют как непрогнозируемую или малопрогнозируемую деятельность подростков, направленную на достижение определенных целей, но не учитывающую всех возможных рисков. Рискованное поведение проходит под девизом «эксперимент» и может проявляться в курении, употреблении алкоголя и наркотиков, незащищенных половых контактах, мелком хулиганстве, побегах из дома. Цели у подобных действий и поступков могут быть самые разные. Это может быть желание выделиться, самоутвердиться в компании, получить удовольствие, снять стресс.

Рискованное поведение подростков становится предметом множества исследований мозговых процессов. Исследователи приходят к выводу, что большую роль в стремлении совершать опасные поступки играет неравномерность созревания мозговых структур в подростковом возрасте. К схожим выводам пришли в своих работах исследователи Steinberg L., Casey B.J., Galvan A. Они отмечали, что мозг подростка обладает еще недостаточно развитой системой контроля и регуляции по сравнению с социо-эмоциональной системой. Таким образом, подростки стремятся к получению острых ощущений, быстрого вознаграждения, но имеют недостаточно контроля, чтобы предугадать все риски и опасности и вовремя остановиться.

Риск — это всегда большая вероятность серьезных потерь и нежелательных, непредсказуемых последствий. Поэтому рискованное поведение часто связывают с опасностью и большим вредом для подростка. Хотя его глобальный смысл заключается в познании себя и мира. Это средство адаптации подростка к окружающей среде, один из компонентов подготовки к взрослой жизни. Поэтому ученые и специалисты разделяют конструктивный и деструктивный риск.

Конструктивный риск:

  • Подростки пробуют новую деятельность, вступают в клубы, организации, объединения. У них появляются хобби и увлечения.
  • Знакомятся с новыми людьми разных возрастов, объединяются в компании.
  • Подростки влюбляются, признаются в любви, делятся чувствами с друзьями.
  • Занимаются спортом и его экстремальными видами с учетом безопасности.
  • Начинают подрабатывать и самостоятельно распоряжаться собственными деньгами.
  • В школе подростки начинают отстаивать свою позицию, высказывать собственное мнение, но в рамках приличия.

Деструктивный риск:

  • Эксперименты с алкоголем, курением, наркотиками.
  • Побеги из дома
  • Пропуски уроков, открытые конфликты с учителями, систематическое невыполнение домашних заданий
  • Нарушение закона
  • Незащищенные контакты, беспорядочные половые связи
  • Постоянные конфликты с родственниками, повышение голоса, рукоприкладство, угрозы
  • Поиск ситуаций, угрожающих жизни: езда на высокой скорости, нахождения в местах повышенной опасности (крыша электропоезда, тоннели метро) и т. д.

Факторы риска деструктивного поведения

Семья играет огромную роль в формировании подростка, его поведения и системы ценностей. Конечно, рискованное поведение — это многофакторный процесс. Большой вклад вносят биологические и психологические особенности подростка, особенности тех людей, кот