Развитие ребёнка должно быть всесторонним и учитывающим его желания и склонности. Важным элементом в становлении личности является художественное развитие, которое включает в себя не только живопись, но и музыку, чтение, творческое воображение. Занятия каждым из этих направлений должны проводиться с учетом возраста детей, и ориентироваться на совершенствование их навыков.
Роль живописи в развитии ребёнка
В своем стремлении обучить ребёнка как можно большему количеству умений, многие родители забывают о воспитании в малышей чувства прекрасного, которое хорошо прививается посредством живописи. Маленькие дети обладают цепким взглядом, способны подмечать малейшие нюансы и детали, которые многие взрослые просто упускают из виду. Родителям следует выделять время на совместное рассматривание альбомов с репродукциями различных знаменитых картин. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты и даже абстракция. Важно внимательно слушать своего ребёнка, отвечать на его вопросы, давать пояснения.
Помимо просмотра картин известных художников, следует занять малыша рисованием. Это поможет развить в нем терпение и усидчивость, а также память и внимательность. Темы для рисунков могут быть самыми разными: все члены его семьи, обстановка комнаты, двора или природа, которую он видел. Полезно давать малышу рисовать с натуры, поставив перед ним любимую игрушку и попросив изобразить ее. Когда ребёнок научится справляться с этой задачей, можно усложнить задание, дав за образец картинку.
Еще одним средством для развития ребёнка является свободное творчество: детям следует давать возможность изображать то, что им хочется, о чем их мечты и желания. Нельзя ругать их за криво проведенные линии, несоответствие цветов и форм действительности — следует давать детям возможность выплеснуть свои мысли на бумагу. Каждый рисунок нужно хвалить так, чтобы ребёнок понял, что его работу признали и оценили, но без излишней восторженности.
В качестве средств рисования можно использовать любые методы: самым маленьким деткам подойдут специальные пальчиковые краски или раскраски с тонким слоем извести, которые необходимо проявлять кисточкой с водой. Дети постарше справятся с рисунками карандашами, акварелью, гуашью. Не менее интересным занятием для детей любого возраста станет рисование песком на стекле или руками по тонкому слою крупы. Это занятие дополнительно стимулирует мелкую моторику и сенсорное восприятие малыша.
Книги как средство художественного развития ребёнка
Современные технологии сильно потеснили роль книги в жизни ребёнка, ведь посмотреть красочный фильм или поиграть на планшете или компьютере гораздо проще. Не нужно ничего придумывать, умная вещь сделает все сама. В этом и заключается большая опасность электроники для развития ребёнка. Малыш быстро утрачивает способность к фантазированию, которое хорошо стимулирует мозг и воображение. Все заменяется уже готовыми картинками, шаблонами, по которым он и представляет дальнейшую действительность.
Книги же учат задумываться, воссоздавать прочитанное в голове, примерять альтернативные варианты событий и развивать их до логического конца. Читая сказку, ребёнок придумывает образы главных героев, место действий и сами движения персонажей. Каждая книга является уникальным миром, где ребёнок строит свою действительность. Поэтому так важно привить любовь к чтению с самого раннего детства. Начать следует с совместного чтения, когда один из взрослых читает вслух, а малыш слушает, задает вопросы. Если он принимается фантазировать по сюжету книги, то не следует его обрывать — лучше помочь ему и закончить рассказ вместе.
Обучение детей должно проходить на личном примере. Если взрослый вручает малышу книгу, а сам утыкается взглядом в телефон или монитор компьютера, то не стоит ждать, что малыш проявит большой интерес к ней. Родители, которые хотят от ребёнка любви к чтению, сами должны много читать. Это помогает расширять словарный запас и формировать грамотную речь с правильно построенными предложениями.
Музыка в развитии детей
Средства развития ребёнка также включают в себя музыку. Многие мамы начинают приучать малыша к ней еще до его рождения. Музыка положительно воздействует на оба полушария головного мозга, гармонизируя и развивая их. Малыш с самого раннего возраста способен узнавать мелодии, производить движения, соблюдая ритм, а также выполнять простые действия в такт: хлопать в ладошки, топать ножками или покачивать головой. Медленные мелодии или природные звуки способны успокоить ребёнка, привести его эмоциональный фон в умиротворенное состояние.
Музыка оказывает большое влияние на моральный облик ребёнка: классическая музыка стимулирует эстетическое восприятие; детские песни учат сопереживанию, общению, доброте; песни о Родине развивают патриотизм; песни народов мира раскрывают многообразие существующих традиций и учат уважать чужие обычаи. Таким образом, развитие ребёнка идет по пути культуры и духовной нравственности. Занятия музыкой и вокалом оказывают положительное влияние на организм малыша: укрепляют дыхательную систему, улучшают кровообращение, развивают голосовые связки.
Средства развития ребёнка могут быть разными, главное — не запрещать детям заниматься, опасаясь за целостность окружающей обстановки. Следует заранее осознать, что в процессе рисования ребёнок может запачкать стену, стол и себя; в процессе лепки уронить пластилин на пол, к которому он прилипнет мелкими кусочками; рассыпать цветной песок и залепить тестом волосы. Отсутствие этих занятий у детей или регулярное одергивание в процессе приведут к тому, что ребёнок вырастет нервным, сомневающимся и бедным духовно. Разумеется, многим родителям проще дать в руки ребёнку планшет, где он безопасно порисует, соорудит башенку из заданных кубиков, покормит нарисованное животное, но это не заменит полноценный процесс творчества, где под руками малыша возникает воплощение мечты и его собственных фантазий.