К сожалению, сегодня многие дети испытывают проблемы с речью — начинают говорить позже, чем поколение их родителей, часто не выговаривают многие звуки или говорят непонятно. Поэтому запись к логопеду в поликлинике становится одним из самых актуальных мероприятий для развития детей. Сегодня все больше детей раннего возраста имеют проблемы с речью, которые нуждаются в коррекции специалиста.
Когда необходима запись к логопеду в поликлинике?
Однако, не только дети раннего возраста, но и младшие школьники сегодня имеют проблемы с речью. Многие из них говорят невнятно, неправильно произносят слова или вовсе изъясняются жестами. Считается, что в возрасте примерно около 1 года ребёнок должен уметь произносить двусложные слова, к 2-м годам — простые предложения, а к 3-м — предложения из 3-4 слов. Но речевое развитие ребёнка индивидуально, и далеко не все укладываются в данные возрастные рамки.
Сегодня запись к логопеду в поликлинике или частном медицинском центре все чаще требуется детям, особенно перед школой, когда умение говорить правильно приобретает особое значение. Основная проблема, с которой сталкиваются дети раннего возраста — огромное количество визуальной информации. Подавляющее большинство этой информации представляет собой «белый шум», не несущий никакого практического смысла. Часто родители слишком заняты, чтобы общаться с детьми и друг с другом. Чтобы отвлечь или развлечь ребёнка, они просто включают мультфильмы с бесконечным мельканием образов.
Потребление одной лишь «картинки» без общения с матерью или другими значимыми взрослыми, приводит к тому, что речевое развитие ребёнка замедляется. Поэтому логопеды-дефектологи сегодня становятся одними из самых востребованных медицинских специалистов. Запись к логопеду в поликлинике можно получить через интернет или при личном посещении медицинского учреждения. Кроме этого, востребованы услуги частных специалистов, занимающихся речевым развитием ребёнка.
Почему у детей раннего возраста возникают проблемы с речью?
Многие проблемы с речью берут свое начало еще в период беременности и родов. Инфекции, приемы лекарств, неблагоприятное психологическое состояние — все это может оказать отрицательное воздействие на ребёнка, так же, как и родовые травмы и осложнения. Следующие серьезные факторы, влияющие на ребёнка — это эмоциональный контакт с матерью в первый год жизни и формирование базового доверия к миру.
Некоторые взрослые часто не в состоянии обеспечить эмоциональную связь с детьми, поэтому они ищут простейший способ отвлечения внимания. Сегодня таким способом становятся технические устройства с мелькающими картинками — телевизор, компьютер, планшет. Мультфильмы обеспечивают визуальный ряд, но мало способствуют развитию речи. Кроме того, телевизор и компьютер не могут обеспечить ребёнка эмоциональным общением, с помощью которого он учится говорить.
Даже востребованные и популярные методики раннего развития не способны развить речь на необходимом уровне. Контакт с матерью, отцом и другими значимыми взрослыми, постепенное включение в повседневную деятельность семьи значат для развития ребёнка гораздо больше, чем изучение иностранных языков с 1 года или математики с 1,5 лет. Для развития речи имеет большое значение и ее культура — дети копируют поведение взрослых, поэтому и их речь должна быть правильной и грамотной.
Если маленький ребёнок по каким-то причинам не говорит, то наступает момент для записи к логопеду в поликлинике или частном медицинском центре. Среди вопросов, задаваемых логопедам, часто встречаются вопросы о том, что считать речью, когда ребёнок должен говорить предложениями и как научить ребёнка выговаривать определенные звуки.
Занятия с логопедом и речевое развитие ребёнка
Решение проблем с речью начинается с записи к логопеду в поликлинике. Занятия могут являться частью комплексного лечение детей с проблемами в развитии, число которых растет. Характер речи ребёнка во многом зависит от характера речи родителей. Если они говорят правильно и четко и при этом уделяют много внимания эмоциональному контакту с детьми, то и речь будет развиваться в соответствии с возрастными нормами.
В 3 года детям, имеющим проблемы с речью, приносят наибольшую пользу занятия в студии с логопедом и сверстниками. Стихи, пальчиковые игры или другие действия для развития мелкой моторики существенно улучшают речевые навыки ребёнка. А в 4-5 лет обращение к логопеду необходимо, чтобы убедиться в правильности развития речи у ребёнка.
Опасения должна внушать ситуация, при которой ребёнок после 5 лет не выговаривает отдельные звуки, неправильно строит предложения или не может передать смысл высказывания. Если «каша во рту» не проходит после 5 лет, то это является серьезным поводом для начала занятий с логопедом. При заикании также требуется обращение к логопеду, но причины его могут быть достаточно глубокими.
Причины для задержки речевого развития могут быть достаточно серьезными и быть связанными с неврологическими нарушениями. Но в некоторых случаях она связана с недостаточным эмоциональным контактом или большим количеством визуального контента, потребляемого ребёнком в дошкольном возрасте. Ни мультфильмы, ни компьютерные игры не смогут оказать того влияния на развитие детей, какое оказывают родители или другие значимые взрослые. Некоторые психологи и логопеды даже рекомендуют полностью отказаться от присутствия телевизора или планшета в жизни детей примерно до 5 лет. А до этого возраста необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики и речи через живое общение и эмоциональный контакт с людьми.
Чтение стихов, лепка, рисование, игры на природе способны дать ребёнку гораздо больше, чем мультфильмы. Время их просмотра должно быть ограничено, особенно для тех детей, у которых наблюдаются неврологические нарушения. В некоторых случаях для нормализации развития ребёнка может потребоваться консультация не только логопеда, но и невролога и детского психолога. Проблемы с речью не должны оставаться без внимания и требуют вмешательства специалистов.