30.07.2019 1405

Нормы и отклонения развития речи у детей в 3-4 года

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Дети должны активнейшим образом развивать речь уже в 3-4-летнем возрасте, чтобы успеть завершить этот процесс к периоду школьного обучения. Именно развитие речевых навыков многое определяет в будущей социализации малыша. Родители должны внимательно контролировать этот процесс и следить, насколько состояние ребенка соответствует установленным нормам. Если в речевом развитии ребенка наблюдаются явные отклонения, то без помощи специалистов, скорее всего, не обойтись.

Как должно идти речевое развитие ребенка

Как должно идти речевое развитие ребенка

Логопеды отмечают определенные маркеры процесса освоения речи детьми в 3-4 года, которые считаются нормальными для большинства. Родителиобязаны это знать: тогда они смогут вовремя обнаружить, соответствует ли общепринятым нормам взросление их малыша.

Признаки, на которые следует ориентироваться:

  • малыш старается четко и правильно произносить слова в подражание старшим, но обычно получается еще не очень хорошо: речевое развитие ребенкав 3-летнем возрасте пока не завершено, но оно активно совершенствуется;
  • ребенок прислушивается к любым звукам вокруг и новым словам с попыткой их воспроизвести;
  • малыш придумывает стишки, свои оригинальные словоформы, пытается рифмовать слова;
  • у четырехлетнего ребенка в арсенале должно быть примерно две тысячи слов, норма речевого развития для детей трех лет — 1,5 тыс. слов.

При этом структура речи детей в 3-4 года развита достаточно слабо: они не в состоянии полностью логично говорить, строить четкие, связные и развернутые предложения. Малыши часто делают ошибки в произношении, ошибочно используют падежные окончания, предлоги и т. д.

Поскольку речевой аппарат ребенка в физиологическом плане еще не очень развит, то он часто не справляется с некоторыми звуками. Это относится как к сонорным (р, л), так и к свистящим или шипящим (с, ш). Также дети могут путать звуки или менять в словах слоги.

Нормы и отклонения в развитии речи детей

В процессе формирования навыков общения все очень индивидуально. И все-таки развитие ребенка должно опираться на образцы речевых навыков в 3-4-летнем возрасте. Ответственным мамам и папам следует на них равняться.

Малыш в указанном возрастном периоде должен уметь следующее:

  • правильно называть свои фамилию, имя и даже отчество;
  • уметь звать по именам родных и некоторых знакомых;
  • воспринимать окружающую обстановку и рассказывать о том, что увидел;
  • переходить от простых к более сложным предложениям;
  • группировать по определенным признакам объекты (еда, игрушки, мебель или одежда);
  • определять характеристику объекта: молоко белое, конфета сладкая и пр.;
  • обозначать действие: бабушка вяжет, птичка поет, брат разговаривает;
  • в точности копировать услышанные словосочетания;
  • близко к содержанию пересказывать мультик или сказку;
  • во время речи уметь повышать или понижать тональность.

Логопеды относят именно эти умения к нормам речевого развития ребенка в 3-4 года. Если малыш при этом неправильно называет признаки или действия объекта, то в этом нет ничего ненормального. Такие ошибки можно легко исправить во время занятий. Не будем также забывать о том, что мальчики по развитию речи довольно часто отстают от девочек примерно на 4 месяца.

Серьезными отклонениями можно считать:

  • малыш то и дело «тарахтит» и заглатывает окончания слов: его речь слишком торопливая и невнятная, а иногда, наоборот, такие дети, долго тянут каждое слово;
  • в детской речи отсутствуют простейшие предложения с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ребенок с трудом воспринимает даже несложные фразы;
  • малыш не выстраивает свои предложения, лишь копирует их за взрослыми, берет готовые фразы из прочитанных сказок либо мультиков;
  • предложения есть, но слова в них по-прежнему слоговые (ка - качели, каша, кабачок и т. п.).

При таких отклонениях от нормы необходима специализированная диагностика развития детской речи в связи с возможностью ее патологической задержки. Обычно это бывает из-за определенных сбоев в функционировании мозга, в этом случае необходимо лечение по рекомендации профессионалов. Если же это просто недостаток внимания со стороны родителей либо детсадовских воспитателей, то достаточно будет и небольшой коррекции.

Использованные источники