Личность человека — это непростая, многосторонняя система. Она включает в себя привычки и проявления характера, особенности поведения и реакции на события внешнего мира.
Характер личности и поведение зависят от нескольких причин. Среди них: воспитание в семье и родительские установки, которым привык следовать человек, страхи и опасения, приобретенные во время жизненного опыта, не удовлетворенные потребности и желания.
Даже после того, как человек из ребёнка превратился во взрослого, его личность не перестает расти и развиваться. Изменения, которые происходят с ним, могут случиться на любом жизненном этапе. Иногда это зависит от внешних обстоятельств, а иногда находится в зоне ответственности людей. Бывает так, что человек, которого по всем параметрам принято считать взрослым — он не проживает с родителями, обеспечивает себя сам, анализирует свой опыт и делает выводы, состоит в браке, имеет детей, а возможно, даже и внуков — не обладает психологической зрелостью в той степени, благодаря которой его можно было бы назвать по-настоящему взрослым.
То есть, во многих обстоятельствах он ведет себя как ребёнок — не может управлять чувствами, живет только желаниями, отказывается брать на себя ответственность, и ждет, что другие люди создадут ему условия для лучшей жизни. В таком случае можно говорить о том, что взрослая часть его личности недостаточно развита. Что делать, чтобы ее формирование стало полноценным? Как меняется жизнь человека, когда он по-настоящему взрослеет — в психологическом плане?
Психология развития: когда человек становится взрослым?
У всех людей разное понимание взрослости. Если опираться на возрастную психологию и периодизацию, считается, что взрослость наступает после 20 лет. Именно в этом возрасте появляется готовность к самостоятельной жизни, созданию семьи, развитию профессиональной карьеры. Повзрослев, человек уже не так нуждается в том, чтобы родители опекали его и поддерживали. При достаточно развитой взрослой части личности он способен делать это сам. Однако практика показывает, что в жизни так бывает далеко не всегда и человек может стать взрослым раньше 20-летнего возраста, позже него, или вовсе не повзрослеть.
В транзактном анализе, родоначальником которого был американский психиатр и ученый Эрик Берн, существует такое понятие как эго-состояние взрослого. Это означает, что в каждом человеке находится часть личности, которая отражает его психологическую зрелость. Что она включает в себя?
- Способность жить в настоящем моменте;
- умение объективно анализировать свои поступки, действия окружающих и отношения с ними;
- способность управлять собственными эмоциями;
- хороший контакт с самим собой и личными потребностями;
- умение себя защищать;
- понимание собственных желаний.
Считается, что взрослые люди ведут себя именно так. В том же транзактном анализе специалисты указывают на еще одно эго-состояние, которое есть в каждом — это часть личности, отвечающая за поведение ребёнка. Считается, что человек не стал взрослым в психологическом плане, несмотря на приличный возраст и высокий рост, если в нем доминирует поведение ребёнка. Тогда он может вести себя следующим образом:
- не умеет сдерживать свои эмоции, когда происходит стрессовая или неприятная ситуация — кричит, бросает вещи, может публично оскорбить или ударить;
- считает, что все окружающие люди должны создавать условия для его спокойствия, счастья, здоровья и радости;
- уверен, что другие люди виноваты во всех бедах, которые с ним случается;
- стремится жить только в радости, гармонии и счастье и с трудом переживает трудности, кризисные периоды;
- вместо того, чтобы решать проблемы, стремится убежать от них или переложить решение на окружающих.
Таким образом, видно, что самые разные привычки в поведении человека свидетельствуют о том, является ли он взрослым, психологически зрелым, эмоционально устойчивым, или несмотря на возраст, все еще является ребёнком?
Личность человека и поведение ребёнка
Преобладающее эго-состояние ребёнка в характере может говорить о том, что в детстве человеку уделялось не так много внимания родителей, как ему хотелось бы. Поэтому его детские потребности так и остались неудовлетворенными. На протяжении жизни, бессознательно, он строит отношения и ведет себя с окружающими людьми так, чтобы их удовлетворить, и ищет в них тех, то мог бы заменить ему родителей — всегда проявлял заботу и поддержку.
Бессознательная привычка человека ждать от других людей того, что они станут ему мамой и папой приводит к разрушению отношений. Взрослый человек понимает, что люди ничего не должны и не обязаны друг другу, каждый из них имеет право просить и отказывать, и также каждый должен быть готов к отказу партнера. Что делать, чтобы вырастить в себе взрослую часть личности?
- Полюбить и принять в себе маленького внутреннего ребёнка и дать ему то, что он не получил от родителей в детстве — научиться поддерживать себя самостоятельно.
- Заняться развитием формирования самооценки и уверенности в себе.
- Понять, что брать ответственность за свою жизнь на себя — это не тяжкая обязанность, а умение управлять собой и теми условиями, которые есть.
- Научиться контролировать эмоции для того чтобы решать проблемы по-взрослому — подходя к ним разумно.
- Уметь смотреть на себя со стороны.
- Изучать свою личность и работать над характером, для того чтобы больше нравиться себе.
Отношение с окружающими
Психологически зрелый человек строит отношения с другими людьми по следующим принципам:
- Он не ждет, что другие будут поступать так, как ему хочется;
- понимает, когда ему требуется помощь и умеет открыто просить людей об этом;
- если взрослому человеку что-то не нравится в поведении близких людей, он прямо сообщает им о своих чувствах;
- он заботливо относится к своим потребностям и уважает желания и чувства окружающих;
- взрослый не играет в манипулятивные игры и не стремится управлять другими людьми.
Привычка брать ответственность на себя
Главное отличие психологической взрослости заключается в способности понимать, что за мысли и поведение человека в ответе он сам. С чего начать формирование привычки самостоятельно нести ответственность за свою жизнь?
- Перестать жаловаться на жизнь и делать шаги, которые помогут изменить ситуацию в лучшую сторону.
- Осознать и принять свои недостатки, понять, как они влияют на жизнь.
- Составить план работы над собой — самостоятельно или с помощью психолога.
- Научиться понимать собственные чувства и желания для того чтобы удовлетворять потребности в безопасности, радости, спокойствии.
- Создавать и оберегать личные границы — уметь говорить «нет» в ситуациях, в которых раньше приходилось терпеть, страдать, скрывать чувства.