Малыш осваивает коммуникативные навыки

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Навыки общения, умение вести себя в обществе — важная часть бытия любого современного человека. Дети учатся общаться с другими людьми с самых юных лет, еще до освоения речи. Этот процесс, кажется, происходит сам собой. Но на самом деле для успешного его освоения малыш должны будет приложить немало усилий, и родители должны в этом помочь.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Развитие ребёнка в доречевой период

Первые попытки коммуникации с окружающим миром малыш делает рефлекторно. Это заложенный природой механизм — повернуться на мамин голос, различать лица родителей, произнести какие-то звуки в ответ. Общение начинается сначала без речи, просто жестами, интонациями, мимикой. И уже на данном этапе родители могут заложить основы будущей коммуникативной компетенции крохи, начать его учить определяться со своими чувствами и эмоциям, открыто выражать их. Роль родителей в развитии ребёнка очень велика в первый годы жизни. От того, насколько эмоциональны мама и папа, насколько интенсивно они готовы контактировать с малышом, зависит его общее отношение к общению в будущем.

Родители научат общаться

Родители научат общаться

Испытывать чувства и потребности малыш начинает автоматически, но как выразить их, чтобы родители поняли? В первые месяцы жизни реакция на все у ребёнка будет одна — плач. Холодно, страшно, устал, хочется есть или пить — скорее всего, кроха заплачет, и дальше уже от интуиции родителей будет зависеть, насколько быстро они выявят причину возникновения слез. Постепенно развитие ребёнка в области речевых навыков будет прогрессировать, и тут родители должны будут личным примером показывать, как можно проявлять свои эмоции и оповещать о потребностях.

Именно в это время маме стоит начать осваивать не только тихие колыбельные песни, призванные поскорее склонить кроху ко сну, но также веселые потешки, поучительные сказки, радостные и грустные стихи. Связанные с ними игры покажут ребёнку, когда можно проявить веселье, а о чем стоит задуматься, когда можно пожалеть героя. Маловероятно, что малыш до года точно поймет и запомнит, что же случилось с зайкой под дождем, но он увидит и запомнит по маминой речи, какими эмоциональными приемами и интонациями выражаются грусть и сочувствие. Преувеличения и излишняя эмоциональность абсолютно уместны на этом этапе развития ребёнка — так он быстрее поймет, о каких именно ситуациях идет речь, какое именно чувство пытаются ему продемонстрировать родители. Взаимопонимание придаст крохе уверенности в себе, он будет общаться более охотно и не будет стесняться

Малыш, поверь в себя

В юном возрасте закладываются навык успешного общения, но первые психологические комплексы, связанные с коммуникацией, тоже могут возникнуть в это же время. Психика малыша очень подвижна, на нее может оказать влияние любое сильное впечатление, полученное ребёнком. Один из самых распространенных случаев — когда родители решают «обращаться с ребёнком, как со взрослым, с самых первых дней». Почему-то под этим подразумевается запрет на некоторые чувства, и малыш, еще не научившийся толком транслировать, что с ним происходит уже узнает, что оказывается некоторые эмоции он чувствовать не имеет права.

«Как тебе не стыдно бояться! Как же можно плакать!» — эти и другие фразы, услышанные от родителей, ставят перед маленьким ребёнком нелегкий выбор: или он перестает испытывать какое-то чувство, или он становится плохим в глазах родителей. Быть плохим недопустимо, но ведь и прогнать чувство невозможно тоже. В итоге малыш начинает прятать свои эмоции, не допускать их проявления. Но в силу возраста он не может точно отделить, что можно показывать, а что нельзя, и часто приходит к тому, что лучше просто сократить общение с внешним миром до минимума — ничего не скажу, никто и не подумает, что я плохой. Это очень тяжелое испытание для крохи, оно ведет ко многим патологическим состояниям в будущем и может потребовать долгой работы с психологом, чтобы ребёнок наконец стал счастливым и научился общаться. А ведь всего-то стоило признать за маленьким ребёнком право быть маленьким, развивающимся постепенно, а не взрослым уже в возрасте полутора лет.

Дети в детском обществе

Дети в детском обществе

С общением с другими детьми на практике малыш столкнется, скорее всего, на детской площадке в возрасте чуть старше, чем 1 год. Он уже научится ходить и выговаривать первые слова к этому времени, его дневной сон существенно сократится — пора осваивать социальные навыки. Но начинать лучше с теоретической подготовки дома. Лучшим примером всегда служит личный пример, потому первые понятия о правилах вежливости родители могут преподнести ребёнку, просто соблюдая их самостоятельно по отношению друг к другу и к малышу. Здороваться каждое утро и желать спокойной ночи каждый вечер, благодарить за любую оказанную услугу и говорить слово «пожалуйста» при просьбе — это совсем не трудно, но если происходит постоянно, для малыша эти вещи станут естественными и незаменимыми. Те ситуации, в которые у ребёнка не будет возможности попасть в домашней обстановке, можно проиграть на куклах или мягких игрушках.

После теории малышу предстоит освоить практику во время первых контактов с другими детьми. Поддержка родителей здесь тоже может понадобится крохе, еще ни разу не попадавшему в общество. Новые звуки, новые люди, столько незнакомых интересных предметов — легко растеряться. Потому мама или папа могут взять на себя роль посредника между малышом и остальными детьми, например, познакомить его с кем-то. «Привет! Это Миша, можно ему поиграть с вами?» Такое приветствие со стороны взрослого человека придаст Мише уверенности в себе, а другим детям — больше оснований не остерегаться его, а предложить играть вместе. Позже Миша освоится и будет здороваться с детьми сам, коммуникативное развитие ребёнка пойдет вперед семимильными шагами.

Но не нужно форсировать события. Если по какой-то причине малыш общаться не хочет, не стоит заставлять его и принуждать к дружбе — из этого ничего хорошего не выйдет. Коммуникация строится на добровольных основах, навязанный друг вызывает раздражение, а не желание весело проводить время. Если родители перегнут палку, пытаясь обеспечить более широкий круг общения ребёнку, которому общение с чужими пока не очень нужно, они рискуют только усугубить замкнутость и нелюдимость крохи — он станет отказываться от прогулок вовсе, чтобы только не попадать в неприятную для него ситуацию.

Читайте также

Роль отца в уходе за маленьким ребенком
Польза участия отца в уходе за маленьким ребенком.
Развитие коммуникативных навыков у детей
Коммуникативные способности играют важную роль в повседневной жизни. Каким должно быть развитие ребенка дошкольного возраста в плане общения?
Коммуникативное развитие детей: советы родителям малышей
От чего зависит коммуникативное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Какие методы помогают сформировать у малыша полноценные навыки общения?
Развитие общения у детей от 0 до 7 лет
С первых дней жизни ребенок начинает развивать свои коммуникативные навыки. Какие особенности у каждого этапа?
Поговори со мной: альтернативная коммуникация для аутистов
Что такое альтернативная коммуникация и каким образом она может помочь наладить общение людям, страдающим аутизмом.
Какие развивающие психологические игры помогают ребёнку в познании окружающего мира и себя?
В новой статье рассказываем о том, какие развивающие психологические игры нужны детям и чем они полезны.
Опубликовано 15.01.2017 14:27, обновлено 17.04.2020 18:59
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock