Навыки общения, умение вести себя в обществе — важная часть бытия любого современного человека. Дети учатся общаться с другими людьми с самых юных лет, еще до освоения речи. Этот процесс, кажется, происходит сам собой. Но на самом деле для успешного его освоения малыш должны будет приложить немало усилий, и родители должны в этом помочь.
Развитие ребёнка в доречевой период
Первые попытки коммуникации с окружающим миром малыш делает рефлекторно. Это заложенный природой механизм — повернуться на мамин голос, различать лица родителей, произнести какие-то звуки в ответ. Общение начинается сначала без речи, просто жестами, интонациями, мимикой. И уже на данном этапе родители могут заложить основы будущей коммуникативной компетенции крохи, начать его учить определяться со своими чувствами и эмоциям, открыто выражать их. Роль родителей в развитии ребёнка очень велика в первый годы жизни. От того, насколько эмоциональны мама и папа, насколько интенсивно они готовы контактировать с малышом, зависит его общее отношение к общению в будущем.
Родители научат общаться
Испытывать чувства и потребности малыш начинает автоматически, но как выразить их, чтобы родители поняли? В первые месяцы жизни реакция на все у ребёнка будет одна — плач. Холодно, страшно, устал, хочется есть или пить — скорее всего, кроха заплачет, и дальше уже от интуиции родителей будет зависеть, насколько быстро они выявят причину возникновения слез. Постепенно развитие ребёнка в области речевых навыков будет прогрессировать, и тут родители должны будут личным примером показывать, как можно проявлять свои эмоции и оповещать о потребностях.
Именно в это время маме стоит начать осваивать не только тихие колыбельные песни, призванные поскорее склонить кроху ко сну, но также веселые потешки, поучительные сказки, радостные и грустные стихи. Связанные с ними игры покажут ребёнку, когда можно проявить веселье, а о чем стоит задуматься, когда можно пожалеть героя. Маловероятно, что малыш до года точно поймет и запомнит, что же случилось с зайкой под дождем, но он увидит и запомнит по маминой речи, какими эмоциональными приемами и интонациями выражаются грусть и сочувствие. Преувеличения и излишняя эмоциональность абсолютно уместны на этом этапе развития ребёнка — так он быстрее поймет, о каких именно ситуациях идет речь, какое именно чувство пытаются ему продемонстрировать родители. Взаимопонимание придаст крохе уверенности в себе, он будет общаться более охотно и не будет стесняться
Малыш, поверь в себя
В юном возрасте закладываются навык успешного общения, но первые психологические комплексы, связанные с коммуникацией, тоже могут возникнуть в это же время. Психика малыша очень подвижна, на нее может оказать влияние любое сильное впечатление, полученное ребёнком. Один из самых распространенных случаев — когда родители решают «обращаться с ребёнком, как со взрослым, с самых первых дней». Почему-то под этим подразумевается запрет на некоторые чувства, и малыш, еще не научившийся толком транслировать, что с ним происходит уже узнает, что оказывается некоторые эмоции он чувствовать не имеет права.
«Как тебе не стыдно бояться! Как же можно плакать!» — эти и другие фразы, услышанные от родителей, ставят перед маленьким ребёнком нелегкий выбор: или он перестает испытывать какое-то чувство, или он становится плохим в глазах родителей. Быть плохим недопустимо, но ведь и прогнать чувство невозможно тоже. В итоге малыш начинает прятать свои эмоции, не допускать их проявления. Но в силу возраста он не может точно отделить, что можно показывать, а что нельзя, и часто приходит к тому, что лучше просто сократить общение с внешним миром до минимума — ничего не скажу, никто и не подумает, что я плохой. Это очень тяжелое испытание для крохи, оно ведет ко многим патологическим состояниям в будущем и может потребовать долгой работы с психологом, чтобы ребёнок наконец стал счастливым и научился общаться. А ведь всего-то стоило признать за маленьким ребёнком право быть маленьким, развивающимся постепенно, а не взрослым уже в возрасте полутора лет.
Дети в детском обществе
С общением с другими детьми на практике малыш столкнется, скорее всего, на детской площадке в возрасте чуть старше, чем 1 год. Он уже научится ходить и выговаривать первые слова к этому времени, его дневной сон существенно сократится — пора осваивать социальные навыки. Но начинать лучше с теоретической подготовки дома. Лучшим примером всегда служит личный пример, потому первые понятия о правилах вежливости родители могут преподнести ребёнку, просто соблюдая их самостоятельно по отношению друг к другу и к малышу. Здороваться каждое утро и желать спокойной ночи каждый вечер, благодарить за любую оказанную услугу и говорить слово «пожалуйста» при просьбе — это совсем не трудно, но если происходит постоянно, для малыша эти вещи станут естественными и незаменимыми. Те ситуации, в которые у ребёнка не будет возможности попасть в домашней обстановке, можно проиграть на куклах или мягких игрушках.
После теории малышу предстоит освоить практику во время первых контактов с другими детьми. Поддержка родителей здесь тоже может понадобится крохе, еще ни разу не попадавшему в общество. Новые звуки, новые люди, столько незнакомых интересных предметов — легко растеряться. Потому мама или папа могут взять на себя роль посредника между малышом и остальными детьми, например, познакомить его с кем-то. «Привет! Это Миша, можно ему поиграть с вами?» Такое приветствие со стороны взрослого человека придаст Мише уверенности в себе, а другим детям — больше оснований не остерегаться его, а предложить играть вместе. Позже Миша освоится и будет здороваться с детьми сам, коммуникативное развитие ребёнка пойдет вперед семимильными шагами.
Но не нужно форсировать события. Если по какой-то причине малыш общаться не хочет, не стоит заставлять его и принуждать к дружбе — из этого ничего хорошего не выйдет. Коммуникация строится на добровольных основах, навязанный друг вызывает раздражение, а не желание весело проводить время. Если родители перегнут палку, пытаясь обеспечить более широкий круг общения ребёнку, которому общение с чужими пока не очень нужно, они рискуют только усугубить замкнутость и нелюдимость крохи — он станет отказываться от прогулок вовсе, чтобы только не попадать в неприятную для него ситуацию.