21.08.2016 11177

Поговори со мной: альтернативная коммуникация для аутистов

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Расстройства аутистического спектра (РАС) могут проявлять себя по-разному. Нередко одним из признаков аутизма становится либо полное отсутствие речи, либо существенная ограниченность речевых способностей. Однако это вовсе не означает, что аутисты не хотят общаться. Общение им необходимо в не меньшей, а может даже и большей мере, чем обычным людям. Но что же делать в таком случае? Как помочь человеку с РАС наладить контакт с окружающими, что такое альтернативная коммуникация и какие приспособления или приложения способны разрешить сложившуюся ситуацию. MedAboutMe заинтересовал этот вопрос, и мы представляем вам обзор средств альтернативной коммуникации, помогающих наладить общение с людьми, страдающими аутизмом.

Для людей, не умеющих самостоятельно передвигаться, давно придуманы инвалидные коляски. Лишенный зрения человек способен читать книги, набранные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Тот, кто потерял слух, при помощи субтитров на экране, языка жестов и разного рода слуховых аппаратов может получать необходимую ему информацию. То есть каждый из этих людей имеет возможность в той или иной мере компенсировать свой физический недостаток. А что же аутизм? Как помочь невербальному человеку? Средства альтернативной коммуникации помогут не только наладить общение, но и способны стать предпосылкой к развитию речи, первой ступенью на пути социализации ребенка в обществе.

PECS — коммуникационная система обмена изображениями

PECS — коммуникационная система обмена изображениями

Аббревиатура PECS возникла из английского определения Picture Exchange Communication System, что в дословном переводе на русский язык означает «коммуникационная система обмена изображениями». Данная система была разработана в 1985 году и до сих считается одним из эффективнейших средств альтернативной коммуникации, в немалой мере благодаря своей простоте и доступности. Карточки PECS легко можно изготовить самостоятельно при помощи компьютера и принтера, расширять их набор по мере необходимости. Первый этап обучения пользованию PECS обычно вызывает наибольшие затруднения. Непривыкшему к проявлению инициативы в общении ребенку потребуется определенное время, чтобы понять новые, ставшие доступными ему возможности. Например, если малыш любит яблоки, обучение лучше всего начинать с того, что показывать ребенку картинку с яблоком, выдавая любимое лакомство. И момент, когда он сам возьмет в руки карточку с нужным изображением, желая донести до взрослого свое желание, можно считать первым успешным этапом использования PECS.

PECS

Карточками можно обозначать не только предметы, но и различного рода действия или пожелания, например: «я хочу», «я вижу», «дай» и т. д.

В домашних условиях ребенок может пользоваться изготовленной для него книгой PECS, а для прогулок на улице использовать «мобильную» версию такой книги в виде маленьких карточек, нанизанных на большое кольцо или брелок.

Многие родители боятся, что дети, освоив навыки коммуникации при помощи PECS, так и не захотят разговаривать, однако опасения их беспочвенны. В большинстве случаев PECS, наоборот, лишь подстегивает развитие разговорной речи, а если ребенок все же остался невербальным, у него, по крайней мере, появится хоть какая возможность самовыражения, коммуникации с окружающим миром.

Речевые тренажеры Go Talk

Речевые тренажеры Go Talk

Принцип использования речевых тренажеров Go Talk в какой-то мере перекликается с PECS. Существует несколько разновидностей таких тренажеров. Самые простые представляют собою устройство с кнопкой, позволяющее записывать и воспроизводить короткие сообщения длиною в 8-10 секунд. Например, использование двух кнопок с записанными на них «да» и «нет» могут существенно облегчить общение с аутистом.

Более сложные тренажеры обычно выпускаются в виде интерактивных досок с несколькими (от 4 до 32 ) окошками и могут вмещать до 163 сообщений. Например, Go Talk 20+ позволяет использовать до 100 различных сменных изображений и 5 основных неизменных сообщений. Под каждым из изображений находится сенсорная кнопка, активация которой сопровождается записанным сообщением, соответствующим данному изображению.

Главным преимуществом речевых тренажеров подобного рода становится способность к расширению словарного запаса. То есть, возможности того же самого Go Talk 20+ не ограничиваются лишь одной сотней сообщений. При помощи специального программного приложения можно самостоятельно изготавливать индивидуальные вкладыши, составляя их из нескольких тысяч картинок, собранных в архиве программы Go Talk.

Мобильные приложения для альтернативной коммуникации

Мобильные приложения для альтернативной коммуникации

Ежегодно 2 апреля проводится всемирный день распространения информации об аутизме. 2 апреля 2016 года компания Apple выпустила видеоролик, в котором 16-летний подросток произносит поздравительную речь перед публикой, набирая ее на своем iPad.. Конечно, нельзя не принимать во внимание, что это была своего рода промо-акция, не столько призванная обратить внимание общественности к проблемам аутистов, сколько способствующая продвижению продуктов Apple. Тем не менее, смартфоны и планшеты действительно могут становиться средствами альтернативной коммуникации, при условии установки на них специальных приложений. Самым большим недостатком подобного рода приложений становится то, что большинство из них не имеют русского интерфейса.

Самым популярным русскоязычным приложением для альтернативной коммуникации можно назвать разработку компании Indigo Kids «Говори молча». В программе используется довольно качественная озвучка, как на английском, так и на русском языках, существует возможность добавления новых слов, при этом ребенок может отправить набранное им предложение в виде SMS на телефон родителя или любого