Нарушение речевого развития у детей встречается у каждого десятого ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет. Этот диагноз очень пугает родителей. В последствие нарушение речи действительно может сформировать задержку речевого развития, а также спровоцировать появление различных дефектов. Но при точном диагностировании проблемы и комплексной корректировки нарушение речи удается исправить уже к 5-6 годам.
Как проявляется нарушение речевого развития
Для детей раннего возраста существуют условные этапы формирования речи. Например, первый год жизни ребёнка считается предречевым этапом, в течение которого малыш осваивает основные речевые инструменты — гуление, лепет и формирование лепетных слов. Пользуясь этими навыками, примерно к 9-12 месяцу жизни ребёнок произнесет свои первые полноценные слова, состоящие из открытых повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба и т.д.).
Нарушение развития речи у детей проявляется ближе к 2-3 годам. Однако если проблема связана с неправильным функционированием слухового аппарата, первые настораживающие признаки можно заметить уже и в один год. В этом возрасте происходит формирование пассивного словаря ребёнка. Это значит, что ребёнок понимает значение многих слов, хоть и не может их произнести. Определить, насколько полноценно протекает развитие данного этапа очень просто. Если малыш по просьбе взрослых показывает, где находятся его игрушки, приносит вещь из соседней комнаты и т.д., значит, его пассивный словарь уже включает в себя необходимое количество слов. Если же ребёнок не может выполнить данные задания, скорее всего, проблема связана с тугоухостью, из-за которой малыш просто не слышит вашу речь.
Возрастной период от 1,7 до 2 лет педагоги называют «лексическим взрывом». В этом возрасте пассивный словарь малыша становится активным, и ребёнок начинает говорить.
Умением строить предложения ребёнок овладевает примерно к 2,5-3 годам, а грамматическая правильность и смысловая связность появляется в его речи ближе к 3,5-4 годам.
Причины нарушения речевого развития
Нарушение речевого развития у детей, помимо проблем со слухом, может быть обусловлено следующими факторами:
- признаки мозговой дисфункции (нарушение взаимодействия участков головного мозга);
- патологии строения ротовой полости (неправильный прикус, «заячья губа», «волчья пасть»);
- медленное созревание нервной системы;
- педагогическая запущенность.
Кроме того, причиной замедленного развития речи у ребёнка часто является неблагоприятная психологическая атмосфера в семье и связанные с ней стрессы.