18.05.2021 Обновлено: 18.05.2021 530

Ребенок не говорит: к кому бежать и что делать?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

В развитии детской речи есть довольно строгие этапы. И в то же время есть масса мифов и советов, которые могут противоречить друг другу. Если малыш отстает в освоении слов и фраз, сначала можно услышать рекомендации больше с ним разговаривать, не понимать его жесты и звуки, а требовать повторить слово, постоянно читать и петь песни, а то и расслабиться – мол, «сам дорастет». Но спустя год можно услышать от тех же советчиков претензии «Как до сих пор не говорит? Чего ж вы ждете?».

О становлении речи у человека написано много книг, но в то же время в родительских сообществах и интернете есть еще больше псевдонаучных и искаженных фактов. MedAboutMe помогает разобраться, что правда и что нет, как понять и что делать, когда малыш начинает запаздывать в сравнении со сверстниками.

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Есть ли задержка речевого развития: когда пора волноваться

Самый основной ориентир – возрастные нормы становления речи. И начинать их оценивать надо в раннем возрасте, когда о словах никто еще не думает. На что обращать внимание:

  • Гуление в три месяца: многократное повторение слогов (гугугу, аляля и т. д.);
  • Лепет в полгода: слоги начинают соединяться друг с другом в подобие слов, которые пока не имеют смысла (бадада, латата и т. п.);
  • Первые слова должны появиться в год. Причем это не хаотично повторяемые «мамама», а слово, обозначающее объект или действие: мама, папа, дай, ам, биби и т. д.
  • К полутора годам в словаре ребенка должно быть 10-15 упрощенных слов или звукоподражаний, которые вы четко понимаете: те же мама, папа, ляля, сок, мяу, пока.
  • В два года минимальный словарный запас экспрессивной речи должен включать несколько десятков слов и первые простые фразы («мама, дай», «баба, пока», «биби едет»), больше и сложнее – хорошо, меньше и проще – надо обратиться к специалисту.  
  • С трех лет дети осваивают полные предложения с дополнительными словами и развернутыми оборотами, хотя и с неправильным произношением и грамматическими ошибками.
  • Ребенок пяти лет разговаривает в соответствии с языковой нормой как грамматически, так и в звукопроизношении, состав словарного запаса включает тысячи слов и регулярно пополняется. Допустимы ошибки в новых словах и конструкциях, но нестойкие и быстро корректируемые.

Разумеется, индивидуальное развитие не всегда укладывается в нормы. Однако если начало нового этапа задерживается больше, чем три месяца – надо обратиться к специалистам. К кому идти?

Этапы проверки здоровья при подозрении на задержку речи у малыша

Когда освоение нового этапа развития речи задерживается – даже если речь идет о гулении – надо идти к врачам. Схема действий такая: сначала проверяют на наличие соматических (телесных) заболеваний, способных влиять на речь, затем следует диагностика нервно-психического развития ребенка.

Два основных специалиста, которые должны осмотреть ребенка, это отоларинголог и невролог.

  • Оториноларинголог проверит слух малыша. Порой достаточно одной консультации, но при некоторых патологиях потребуются дополнительные исследования: бывает так, что обычную проверку ребенок проходит на отлично, но потом оказывается, что часть частот его мозг не воспринимает, и это влияет на речь.
  • Детский невролог оценивает возможное наличие органических поражений нервной системы и их последствий. Для оценки состояния могут быть рекомендованы варианты аппаратной диагностики: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная или даже компьютерная томография (МРТ и КТ у детей имеют ограничения и особенности проведения).

После оценки соматического здоровья ребенка могут направить к дефектологу или детскому клиническому психологу, чтобы выявить возможные причины задержки речи.

Кроме этого рекомендуется после обследования здоровья записаться на консультацию к логопеду, чтобы получить советы по техникам для коррекции речи дома или начать заниматься у специалиста.  

Факт!

Чаще всего тревоги родителей оказываются ложными, ребенок – здоровым, а речь запаздывает из-за незначительных индивидуальных причин. Однако чтобы быть уверенным в этом или же «отловить» проблемы на возможно раннем сроке, надо не терять бдительность и вовремя обращаться к специалисту. Чем младше возраст начала коррекции, тем выше шансы на компенсацию нарушений.

Нарушения речевого развития: что может мешать ребенку говорить?

Нарушения речевого развития: что может мешать ребенку говорить?

В спектре нарушений речи ест